Повышение доступности

Повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения России

Повышение доступности

Статья посвящена важной социально-экономической проблеме повышения доступности жилья для граждан России.

Анализируются необходимые условия для повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Подчеркивается важность развития арендного жилищного фонда для решения жилищной проблемы в России.

Ключевые слова:доступность жилья, жилищное строительство, рынок недвижимости, жилищная проблема.

Доступность жилья была и остается актуальной проблемой для многих граждан Российской Федерации. По общемировым показателям Россия по-прежнему отстает как от развитых, так и от развивающихся стран. В Германии норма жилой площади на одного человека равна 56 кв.

м, специалисты из стран СНГ устанавливают этот показатель на уровне 30 кв. м. Даже в густонаселенном Китае, лидере по численности населения в мире, этот показатель установился на отметке 25 кв. м. В России размер минимальной жилой площади на одного человека равен 12 кв. м.

[1] В настоящее время в России активно продвигаются и проводятся программы по повышению доступности жилья, строится все больше и больше жилых домов — за 2014 год было введено в эксплуатацию 81 млн кв.м жилья, что на 14,9 % превышает аналогичный показатель в 2013 году.

Однако, ни увеличение темпов строительства, ни новые программы по повышению доступности жилья, не могут помочь в полной мере решить проблему нехватки жилья в России [2].

Каковы же масштабы проблемы? По данным экспертов, около 3 млн. семей стоят в очереди на получение жилья, то есть они не имеют практически никакой собственной жилплощади. Среди них есть и семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, семьи с нетрудоспособными пенсионерами и т. д.

К тому же средний срок получения жилья через государственные программы составляет примерно 8 лет, в некоторых регионах этот показатель достигает 20 лет.

К большому количеству семей, стоящих на очереди, стоит добавить тех, кто живет в аварийных домах или в экологически грязных районах, но по каким-то причинам не может подать заявление, чтобы встать в очередь [3].

Огромные цены на жилье связаны с целым рядом факторов. Это и обилие бюрократии в сфере строительства, и очень высокие ставки по кредитам, недостаток места, которое можно было бы застроить. Даже процессы оформления земли для застройки нуждаются в совершенствовании [4]. Все это требует от государства определенных действий и мер.

Рассматривая рост цен на недвижимость в России, следует акцентировать внимание на анализе факторов, определяющих уровень доступности жилья. Способ улучшить условия проживания, остаются изначально сложными, т. к.

эти факторы связаны с демографической, социально-экономической характеристикой состояния населения, параметрами бюджетно-нормативной и кредитно-финансовой системы, ценовой и тарифной политикой в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального обслуживания [5].

Анализируя уровень доступности жилья, следует учитывать его возможность свободного приобретения для дальнейшего проживания.

При покупке недвижимости возникает необходимость содержать и обслуживать данное жильё, неся соответствующие затраты, к которым относятся налоговые отчисления, текущий ремонт, различные виды страхования, оплата коммунальных услуг и некоторые другие.

Плата за содержание жилья и коммунальные услуги в условиях роста тарифов являются дополнительной составляющей растущих обязательных платежей, влияющей на оценки потребителей относительно их потенциальных возможностей нести бремя растущих в динамике расходов.

Разработка и реализация различных государственных программ — один из наиболее эффективных способов решения проблемы. Недавно Правительством РФ утверждена программа «Жилье для российской семьи», основными целями которой, являются: поддержка категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилья; увеличение объемов строящегося жилья в России и повышение доступности жилья [6].

Из особенностей программы можно выделить несколько пунктов. Новые квартиры не должны превышать 80 % от рыночной цены в аналогичном районе, а цена на квадратный метр должна быть не больше 30 тыс. рублей. Конечным результатом строительства будет 25 млн м2 жилья экономкласса.

По прогнозам Минэкономразвития программа «Жилье для российской семьи» может помочь почти полумиллиону семей улучшить свои жилищные условия.

Как было сказано ранее, цены на жилплощадь зависят и от процедур оформления земли под застройку. Этот процесс действительно всегда был очень долгим и «громоздким» в плане документального оформления [7]. Все это требует не только времени, но и денежных вложений.

Несмотря на все имеющиеся проблемы, процедура приобретения земли для строительства часто подвергается усовершенствованиям.

Регулярно вносятся изменения в Земельный кодекс, разрабатываются соответствующие законы — все это способствует тому, что порядок предоставления земли становится более быстрым, менее затратным, четкость процедуры увеличивается, а административные барьеры уменьшаются.

Следует отметить важность вопроса предоставления места под строительство. Фонд содействия развитию жилищного строительства, основанный в 2008 году, ежегодно вовлекает все новые и новые территории для их дальнейшего использования под застройку. Благодаря Фонду на подготовленных им землях до 2017 года будет построено около 25 тыс. кв м жилья в 74 регионах России.

Сформированный в России набор инструментов, позволяющих решить «квартирный вопрос» некоторым категориям населения включает в себя социальный найм, программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан, жилищные субсидии и социальную ипотеку [8].

Спектр форм является достаточно обширным, однако в массовых масштабах ни одно из вышеперечисленных направлений не получило должного развития. Как считают эксперты, основные усилия государства должны быть направлены на увеличение предложения [9].

Что нужно сделать, чтобы максимально увеличить предложение на рынке жилищного строительства? Требуется плановое освоение новых территорий, причем с решением всех сопутствующих вопросов.

К ним относятся: создание рабочих мест, возведение объектов социального и досугового назначения, прокладка дорог, создание коммунальной инфраструктуры и т. д. Все это направлено на повышение качества жилищного обеспечения и создает для человека комфортную среду обитания.

Плановое освоение территории является способом, требующим привлечения огромных инвестиций, в частности со стороны государства, а также необходима помощь институтов развития, например, использования государственно-частного партнерства [10]. Налоговые льготы, уменьшение рисков, поддержка в создании инфраструктуры — все это могут воплотить в жизнь вышеупомянутые институты, что определенно поможет в процедуре освоения земель.

Другой важной проблемой, связанной с доступностью жилья, является наличие колоссальной доли ветхого и аварийного жилищного фонда.

По данным Фонда содействия развитию жилищного строительства, в 2014–2017 годах требуется провести переселение около 700 тыс. граждан, которые живут в аварийных домах площадью 10 млн кв м.

Таким образом, в России остро стоит проблема модернизации жилых домов и коммунальной инфраструктуры.

Самым распространенным способом приобретения жилплощади остается ипотека. Несмотря на популярность у самых разных слоев населения, ипотека не является панацеей и тоже нуждается в изменениях.

Ипотека в последние годы показывает тенденцию к снижению темпов роста, то есть показатели растут, но медленнее, чем раньше [11].

Это объясняется следующим: растет ставка по кредиту, усложняются условия его получения, возникают новые сложности, связанные с увеличивающейся инфляцией и т. д.

Таким образом, жилищный вопрос довольно остро стоит перед гражданами России. Государство пытается различными способами решить проблему почти во всех ее направлениях и сферах, однако острота этой важной социально-экономической проблемы сохраняется.

В заключение отметим, что для решения поставленных проблем необходимо в первую очередь сглаживание диспропорции уровня доходов и стоимости жилья. Более того, при современном состоянии экономики России становится ясно, что стране необходимы принципиально новые методы решения жилищной проблемы [12].

Возродить платежеспособный спрос населения может альтернатива приобретению жилья в кредит, которой должно стать доступное арендное жилье.

На наш взгляд, именно арендные дома могут быть доступным жильем для широких категорий граждан, однако, для того чтобы арендный фонд стал системным решением острой социальной проблемы и его строительство сложилось в инвестиционные программы, а не единичные редкие коммерческие проекты, необходимо соблюдение следующих условий:

–          инвесторы должны быть уверены в отсутствии резких колебаний на жилищном рынке, при этом органы власти субъектов РФ также могут гарантировать наполняемость арендного жилья и его финансовую устойчивость;

–          проекты арендного жилья должны быть сопоставимы по инвестиционной привлекательности с проектами строительства бизнес-центров, развлекательных комплексов и других объектов;

–          необходимо уточнение арендных категорий в системе рыночных отношений;

–          требуется детальная проработка нормативно-правовой базы строительства и реконструкции объектов, используемых в качестве арендного жилья.

Литература:

1.         Викторов С. К., Кремнев И. С., Ступка К. А. Формирование инновационной жилищной политики и эффективное управление рынком доступного жилья мегаполиса // Политика, государство и право. 2014. № 9. С. 69–74.

2.    Корчагин А. П., Казейкин В. С. Новое направление жилищной политики в России — социальное арендное жилье // Политика, государство и право. 2014. № 9. С. 69–74.

3.    Селютина Л. Г. Комплексные реконструктивно-строительные программы в жилищной сфере мегаполиса // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». — 2014. — № 1 (68). — С. 24–28.

4.    Шингалин А. Г. Новые тенденции развития жилищного строительства в условиях социально ориентированной рыночной экономики // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8–2 (40). С. 27–31.

5.    Селютина Л. Г. Проблемы оптимизации структуры жилищного строительства в крупном городе в современных условиях. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. 234 с.

6.    Чаленко А. В. Жилье для современной российской модой семьи как актуальная социальная проблема // Социосфера. 2015. № 2.

7.    Селютина Л. Г. Моделирование процесса аккумуляции инвестиционных ресурсов в жилищную сферу // Экономика строительства. 2002. № 12. С. 25–33.

8.    Селютина Л. Г., Булгакова К. О. Развитие некоммерческого жилищного фонда как способ формирования доступного и комфортного жилья в Санкт-Петербурге // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 374–376.

9.    Романюк Г. Д. Развитие рынка жилой недвижимости в регионах России (на примере Санкт-Петербурга) // Современные технологии управления. 2014. № 6 (42). С. 56–60.

10.     Плохутина А. Д. Развитие и реализация государственно-частного партнерства в России // Приволжский научный вестник. 2015. № 5 (45).

11.     Кочеткова А. А. Новые возможности развития ипотечного кредитования в России // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 5 (45).

12.     Бузырев В. В., Селютина Л. Г. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях. СПб.: СПбГЭУ. 2013. 335 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/92/19958/

Обеспечение высокой доступности

Повышение доступности

Аннотация: Рассматриваются два вида средств поддержания высокой доступности: обеспечение отказоустойчивости (нейтрализация отказов, живучесть) и обеспечение безопасного и быстрого восстановления после отказов (обслуживаемость).

Информационная система предоставляет своим пользователям определенный набор услуг (сервисов). Говорят, что обеспечен нужный уровень доступности этих сервисов, если следующие показатели находятся в заданных пределах:

  • Эффективность услуг. Эффективность услуги определяется в терминах максимального времени обслуживания запроса, количества поддерживаемых пользователей и т.п. Требуется, чтобы эффективность не опускалась ниже заранее установленного порога.
  • Время недоступности. Если эффективность информационной услуги не удовлетворяет наложенным ограничениям, услуга считается недоступной. Требуется, чтобы максимальная продолжительность периода недоступности и суммарное время недоступности за некоторый период (месяц, год) не превышали заранее заданных пределов.

В сущности, требуется, чтобы информационная система почти всегда работала с нужной эффективностью. Для некоторых критически важных систем (например, систем управления) время недоступности должно быть нулевым, без всяких “почти”.

В таком случае говорят о вероятности возникновения ситуации недоступности и требуют, чтобы эта вероятность не превышала заданной величины.

Для решения данной задачи создавались и создаются специальные отказоустойчивые системы, стоимость которых, как правило, весьма высока.

К подавляющему большинству коммерческих систем предъявляются менее жесткие требования, однако современная деловая жизнь и здесь накладывает достаточно суровые ограничения, когда число обслуживаемых пользователей может измеряться тысячами, время ответа не должно превышать нескольких секунд, а время недоступности – нескольких часов в год.

Задачу обеспечения высокой доступности необходимо решать для современных конфигураций, построенных в технологии клиент/сервер. Это означает, что в защите нуждается вся цепочка – от пользователей (возможно, удаленных) до критически важных серверов (в том числе серверов безопасности).

Основные угрозы доступности были рассмотрены нами ранее.

В соответствии с ГОСТ 27.002, под отказом понимается событие, которое заключается в нарушении работоспособности изделия. В контексте данной работы изделие – это информационная система или ее компонент.

В простейшем случае можно считать, что отказы любого компонента составного изделия ведут к общему отказу, а распределение отказов во времени представляет собой простой пуассоновский поток событий. В таком случае вводят понятие интенсивности отказов и среднего времени наработки на отказ, которые связаны между собой соотношением

где – номер компонента,

– интенсивность отказов,

– среднее время наработки на отказ.

Интенсивности отказов независимых компонентов складываются:

а среднее время наработки на отказ для составного изделия задается соотношением

Уже эти простейшие выкладки показывают, что если существует компонент, интенсивность отказов которого много больше, чем у остальных, то именно он определяет среднее время наработки на отказ всей информационной системы. Это является теоретическим обоснованием принципа первоочередного укрепления самого слабого звена.

Пуассоновская модель позволяет обосновать еще одно очень важное положение, состоящее в том, что эмпирический подход к построению систем высокой доступности не может быть реализован за приемлемое время.

При традиционном цикле тестирования/отладки программной системы по оптимистическим оценкам каждое исправление ошибки приводит к экспоненциальному убыванию (примерно на половину десятичного порядка) интенсивности отказов.

Отсюда следует, что для того, чтобы на опыте убедиться в достижении необходимого уровня доступности, независимо от применяемой технологии тестирования и отладки, придется потратить время, практически равное среднему времени наработки на отказ.

Например, для достижения среднего времени наработки на отказ 105 часов потребуется более 104,5 часов, что составляет более трех лет. Значит, нужны иные методы построения систем высокой доступности, методы, эффективность которых доказана аналитически или практически за более чем пятьдесят лет развития вычислительной техники и программирования.

Пуассоновская модель применима в тех случаях, когда информационная система содержит одиночные точки отказа, то есть компоненты, выход которых из строя ведет к отказу всей системы. Для исследования систем с резервированием применяется иной формализм.

В соответствии с постановкой задачи будем считать, что существует количественная мера эффективности предоставляемых изделием информационных услуг. В таком случае вводятся понятия показателей эффективности отдельных элементов и эффективности функционирования всей сложной системы.

В качестве меры доступности можно принять вероятность приемлемости эффективности услуг, предоставляемых информационной системой, на всем протяжении рассматриваемого отрезка времени. Чем большим запасом эффективности располагает система, тем выше ее доступность.

При наличии избыточности в конфигурации системы вероятность того, что в рассматриваемый промежуток времени эффективность информационных сервисов не опустится ниже допустимого предела, зависит не только от вероятности отказа компонентов, но и от времени, в течение которого они остаются неработоспособными, поскольку при этом суммарная эффективность падает, и каждый следующий отказ может стать фатальным. Чтобы максимально увеличить доступность системы, необходимо минимизировать время неработоспособности каждого компонента. Кроме того, следует учитывать, что, вообще говоря, ремонтные работы могут потребовать понижения эффективности или даже временного отключения работоспособных компонентов; такого рода влияние также необходимо минимизировать.

Несколько терминологических замечаний. Обычно в литературе по теории надежности вместо доступности говорят о готовности (в том числе о высокой готовности ).

Мы предпочли термин “доступность”, чтобы подчеркнуть, что информационный сервис должен быть не просто “готов” сам по себе, но доступен для своих пользователей в условиях, когда ситуации недоступности могут вызываться причинами, на первый взгляд не имеющими прямого отношения к сервису (пример – отсутствие консультационного обслуживания).

Далее, вместо времени недоступности обычно говорят о коэффициенте готовности. Нам хотелось обратить внимание на два показателя – длительность однократного простоя и суммарную продолжительность простоев, поэтому мы предпочли термин ” время недоступности ” как более емкий.

Основой мер повышения доступности является применение структурированного подхода, нашедшего воплощение в объектно-ориентированной методологии.

Структуризация необходима по отношению ко всем аспектам и составным частям информационной системы – от архитектуры до административных баз данных, на всех этапах ее жизненного цикла – от инициации до выведения из эксплуатации.

Структуризация, важная сама по себе, является одновременно необходимым условием практической реализуемости прочих мер повышения доступности. Только маленькие системы можно строить и эксплуатировать как угодно. У больших систем свои законы, которые, как мы уже указывали, программисты впервые осознали более 30 лет назад.

При разработке мер обеспечения высокой доступности информационных сервисов рекомендуется руководствоваться следующими архитектурными принципами, рассматривавшимися ранее:

  • апробированность всех процессов и составных частей информационной системы;
  • унификация процессов и составных частей;
  • управляемость процессов, контроль состояния частей;
  • автоматизация процессов;
  • модульность архитектуры;
  • ориентация на простоту решений.

Доступность системы в общем случае достигается за счет применения трех групп мер, направленных на повышение:

  • безотказности (под этим понимается минимизация вероятности возникновения какого-либо отказа ; это элемент пассивной безопасности , который дальше рассматриваться не будет);
  • отказоустойчивости ( способности к нейтрализации отказов, “живучести”, то есть способности сохранять требуемую эффективность, несмотря на отказы отдельных компонентов );
  • обслуживаемости ( под обслуживаемостью понимается минимизация времени простоя отказавших компонентов, а также отрицательного влияния ремонтных работ на эффективность информационных сервисов, то есть быстрое и безопасное восстановление после отказов ).

Главное при разработке и реализации мер обеспечения высокой доступности – полнота и систематичность.

В этой связи представляется целесообразным составить (и поддерживать в актуальном состоянии) карту информационной системы организации (на что мы уже обращали внимание), в которой фигурировали бы все объекты ИС, их состояние, связи между ними, процессы, ассоциируемые с объектами и связями. С помощью подобной карты удобно формулировать намечаемые меры, контролировать их исполнение, анализировать состояние ИС.

Источник: https://intuit.ru/studies/courses/10/10/lecture/320

Государственная программа

Повышение доступности

Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны.

Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги.

В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.

На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:

  • подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
  • создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
  • предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
  • проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса – это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления.

Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным.

В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа “Доступная среда” была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Цели Программы:

формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи Программы:

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Этапы и сроки реализации программы “Доступная среда”

I этап: 2011 – 2012 годы;

II этап: 2013 – 2015 годы;

III этап: 2016 – 2018 годы;

IV этап: 2019 – 2020 годы;

V этап: 2021 – 2025 годы

С полным текстом данной государственной программы можно ознакомиться на сайте Минтруда России.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/salutorto/gosudarstvennaia-programma-dostupnaia-sreda-do-2025-goda-5d318fd0e854a900ad8f7839

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.