Понятия реабилитация и абилитация различаются

Отличительные особенности в проведении мероприятий реабилитации и абилитации

Понятия реабилитация и абилитация различаются

Законодательство о социальной поддержке и государственной защите инвалидов содержит термины абилитация и реабилитация.

Итак, что они означают и в чем разница между этими двумя понятиями рассмотрим подробно в нашей статье.

Цели и задачи данных мероприятий

В соответствии со ст. 9 ФЗ N 181 от 24.11.1995 года под реабилитацией понимается система и процесс, которые способствуют частичному или полному восстановлению способностей, ранее утерянных инвалидом к общественной, бытовой, профессиональной или трудовой деятельности.

Под абилитацией понимается процесс формирования новых способностей, которые ранее отсутствовали к ведению трудовой, общественной, образовательной и бытовой деятельности.

Целью осуществления реабилитации является восстановление навыков, которые были утрачены в связи с наступлением стойкого ограничения здоровья с учетом специфики перенесенной лицом травмы.

К задачам реабилитации относят:

  1. Повышение скорости выздоровления;
  2. Улучшение вариантов исхода полученных травм в результате болезни;
  3. Сохранение жизни инвалида;
  4. Предупреждение возможности появления инвалидности или облегчение её проявлений;
  5. Возвращение человека в различные сферы жизнедеятельности;
  6. Восстановление профессиональных навыков.

Целью абилитации является приобретение инвалидами таких навыков, которых ранее у них не было, для их интеграции в обществе.

Между понятиями реабилитация и абилитация есть существенная разница.

Как правило, процедуры по абилитации проводятся детям, сразу после рождения и выявления у них нарушения здоровья, для того, чтобы приобретенные в процессе абилитации навыки можно было использовать в жизни.

Реабилитация же, как правило, проводится для того, чтобы навыки, утраченные в результате болезни или травмы, восстановить.

Индивидуальная

Индивидуальная программа реабилитации подразумевает проведение процедур и мер, которые включают в себя:

  1. Формы мер, направленных на восстановление утраченных функций;
  2. Сроки реализации этих мер;
  3. Виды необходимой помощи инвалиду;
  4. Объемы оказываемой помощи.

Она предполагает проведение следующих мероприятий:

  1. Медицинские (терапия, хирургия, санаторно-курортное лечение, получение технических средств);
  2. Социальные (юридическая помощь, консультирование, психологическая и культурная поддержка семей, в которой есть инвалид, обучение, проведение социальной реабилитации, физической);
  3. Профессиональные (консультирование о доступных формах труда, рекомендации о возможных противопоказаниях, ориентация, переобучение, техническое содействие при обучении или переобучении);
  4. Психолого-педагогические (дошкольное воспитание, обучение, предоставление технических средств для обучения, корректировка).

Реализации индивидуальной реабилитации осуществляется только по согласию инвалида.

Программа индивидуальной абилитации включает в себя следующие меры:

  1. Восстановительные (реконструктивная медицинская помощь, протезирование, ортезирование);
  2. Профессиональные (оказание помощи при устройстве на работу, меры адаптации на новом рабочем месте);
  3. Физкультурно-оздоровительные (привлечение к культурно-массовым мероприятиям, участие в соревнованиях);
  4. Социальные (предоставление возможностей к самореализации, оказание помощи в процессе поступления в высшие учебные заведения, налаживание социальных контактов).

Комплексная

Комплексная реабилитация – такой процесс, в котором участвуют специалисты разных направлений для восстановления умений и навыков, приобретенных ранее.

Направления комплексной реабилитации:

  1. Просветительское – реализация программ, направленных на изменение отношения общества к проблеме инвалидности, а также реализация программ, направленных на социализацию инвалидов в обществе и изменение их отношение к нему;
  2. Досуговое – создание программ по удовлетворению духовных и физических потребностей;
  3. Коррекционное – целью является устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, связанных с инвалидностью;
  4. Познавательное – выявление у и инвалидов желания к образованию, труду, общественной деятельности;
  5. Эмоционально-эстетическое – формирование знаний у инвалидов к желанию освоения мира.

Медицинская

Медицинская реабилитация – комплекс процедур, направленных на снижение степени выраженности ограничения в процессе жизнедеятельности у инвалидов.

Выделяют следующие виды медицинской реабилитации:

  1. Общая (применение препаратов, которые назначаются лечащим врачом, амбулаторное наблюдение);
  2. Специализированная (помощь в специализированных лечебных учреждениях, осуществление протезирования, проведение операций).

К медицинской абилитации относят:

  1. Протезирование;
  2. Отрезирование;
  3. Реконструктивную хирургию.

Социальная

Социальная реабилитация – это совокупность процедур и различных мер, которые определяют общественный режим и режим семейно-бытовых отношений с учётом потребностей самого инвалида.

Она представляет собой два раздела:

  1. Социально–средовая ориентация представляет комплекс мер, которые помогают выявлению наиболее развитых умений инвалида, и на основе этих умений подбирается наиболее осуществимая семейная и общественная деятельность;
  2. Социально-бытовая абилитация представляет собой комплекс мер, с помощью которых выбирается наиболее оптимальный режим общественной деятельности и семейной жизни.

Социально-бытовая адаптация включает:

  1. Осуществление консультирования инвалида;
  2. Специализированное обучение инвалида и членов его семьи;
  3. Обучение процедурам самообслуживания;
  4. Приспособление помещения, где проживает лицо с ограниченными возможностями, к его нормальной жизни и способности обслуживания;

Социально-средовая ориентация представляет собой процедуру:

  • получения навыков общения, обучение социальной независимости, приобретения умений по осуществлению рекреационных мероприятий;
  • оказания помощи при разрешении личных проблем;
  • психологической поддержки семьи.

Особенности для детей

Для формирования навыков, а также восстановления умений, ранее утраченных, у детей-инвалидов применяются следующие формы программ реабилитации и абилитации:

  1. Социально-медицинская (посещение детьми-инвалидами лечебной физкультуры, массажа, фитотерапии, физиолечения, спортивно-оздоровительных мероприятий);
  2. Социально-бытовая (осуществление консультирования при пользовании средствами реабилитации, информирование, проведение трудотерапии);
  3. Социально-психологическая (диагностика, коррекция, формирование навыков самообслуживания, персонального ухода);
  4. Коррекционно-педагогическая (проведение развивающих занятий);
  5. Социокультурная (проведение концертов, экскурсий, посещение театров).

Особенностью проведения указанных программ у детей-инвалидов заключается в их комплексности, поскольку основной целью реализации программ является возвращение здоровья ребенку, а также развитие его функций (психических и физических) до максимального уровня.

Источники финансирования

Финансирование программ восстановления умений и приобретения новых навыков осуществляется за счет:

  1. Федерального бюджета страны;
  2. Региональных бюджетов;
  3. Иных источников.

Меры, связанные проведением медицинской реабилитации и абилитации финансируются из средств федерального бюджета РФ, и из средств региональных фондов медицинского страховании.

Осуществление передачи в пользование различных технических средств финансируется за счет региональных бюджетов.

Меры, направленные на создание трудовых мест и оптимальных трудовых условий, финансируются за счет бюджетов предприятий и организаций.

Реализация индивидуальных программ допускается за счет физических лиц или самого инвалида с последующей выплатой компенсации.

О современных подходах к реализации данных мероприятий в отношении некоторых категорий инвалидов смотрите в следующей видеоконференции:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/otlichitelnye-osobennosti-reabilitacii-i-abilitacii.html

Абилитация или реабилитация – «Учебно-реабилитационный центр для детей с особыми потребностями «Семена Надежды»

Понятия реабилитация и абилитация различаются

2012-03-15

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе “Основные понятия в политике в отношении инвалидов”, сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Термин “реабилитация” касается процесса, имеющего целью помочь инвалидам достигнуть их оптимальных физического, интеллектуального, психического и/или социального уровней деятельности и поддерживать их, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.Из этого международного определения “реабилитации” следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;

2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;

3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;

4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса, она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Что означает понятие “абилитация”?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово “абилитация” происходит от латинского “habilis”, что означает “быть способным”.

Абилитировать означает “делать состоятельным” и используется вместо слова “реабилитировать”, которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

То есть это развитие еще несформированных функций и навыков, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Выбор понятия “абилитация” – это выбор более широкой перспективы, чем сосредоточение внимания на функциональном ограничении как на отклонении от нормы.

Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Абилитация – многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

“Вступление к абилитации и реабилитации детей с ограничениями жизнедеятельности”. Учебно-методическое пособие. – М.: ГЕРБ, 2007 – 288 – с.

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе “Основные понятия в политике в отношении инвалидов”, сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Термин “реабилитация” касается процесса, имеющего целью помочь инвалидам достигнуть их оптимальных физического, интеллектуального, психического и/или социального уровней деятельности и поддерживать их, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.Из этого международного определения “реабилитации” следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;

2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;

3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;

4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса, она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Абилитация и реабилитация разница

Понятия реабилитация и абилитация различаются

В современной специальной психологии термин «компенсация» не является широко употребимым. Куда чаще используется понятие «реабилитация». Компенсация — это внутренний процесс; реабилитация — внешний. Реабилитационная проблематика стала активно привлекать к себе внимание отечественных специалистов в конце 60-х годов.

Реабилитация определяется как «система государственных, социальноэкономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье и обществу» (Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985, с. 10).

Ключевым в этом определении является то, что реабилитация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от термина «компенсация».

Этот процесс направлен не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление полноценного существования этой личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы.

Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации — не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность. С психологической точки зрения драма инвалидности состоит в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации.

Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности пострадавшего

Следует также заметить, что реабилитационные мероприятия направлены на восстановление того, что выше нами называлось основными жизненными опорами — семья, профессия и социальное окружение. Это прямо указано в приведенном определении.

Существуют специальные виды реабилитации: семейная, социально-психологическая и профессиональная.

Эти направления помощи показаны в том случае, если в результате инвалидизации у человека возникают проблемы в сфере семейных отношений (в том числе и по вине самого инвалида), трудоустройства и межличностных контактов с окружающими людьми.

Будучи внешними, по отношению к индивиду, реабилитационные мероприятия опираются на компенсаторные внутренние процессы. Можно сказать, что реабилитация есть не что иное, как попытка воздействовать на компенсаторные способности человека.

При этом разные виды реабилитации опираются и направлены на разные уровни компенсаторных процессов. Так, медицинская реабилитация обращена к биологическому уровню организации компенсаторных механизмов.

Ведущая роль здесь принадлежит биологической терапии, включая использование лекарственных средств, лечебной физкультуры и т. д. (Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985. с. 10)

Психологическая реабилитация в свою очередь направлена на оптимизацию протекания компенсаторных процессов на уровне сознания. Она предполагает использование разнообразных психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий.

Их целью является максимальное по возможности смягчение кризисных переживаний личности, формирование адекватной самооценки и позитивного самовосприятия, расширение представлений о жизненной перспективе, формирование трудовых установок личности инвалида.

В литературе указывается, что успешность реализации реабилитационных мероприятий возможна при соблюдении определенных принципов. К их числу относятся следующие:

1) единство биологических и психосоциальных воздействий;

2) разноплановость усилий для организации реабилитационных мероприятий (психологическая, семенная, профессиональная реабилитация);

3) апелляция к личности инвалида с использованием партнерских отношений сотрудничества в процессе реабилитации;

4) ступенчатость или последовательность мероприятий, где предыдущие подготавливают почву для последующих воздействий.

Перечисленные принципы сформулированы одним из авторитетных специалистов по вопросам реабилитации М. М. Кабановым. Им же разработаны и этапы реабилитационного процесса. Первый этап — восстановительное лечение.

Второй этап — реадаптация — заключается в развитии возможностей инвалида к условиям внешней среды. Ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности пострадавшего.

Третий этап — собственно реабилитационный, задача которого состоит в восстановлении прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.

Оценивая реабилитационный потенциал человека, мы должны учитывать не только характер и глубину нарушения, но и социально-психологические последствия этого нарушения. Так при одной и той же патологии они могут быть различными, в зависимости оттого, каким образом нарушенная функция была связана с прежней профессией и какое место профессия занимала в иерархии ценностей личности

Абилитация – означающий в дословном переводе — предоставление прав. При реабилитации речь идет о восстановлении, возмещении потерянных свойств, условий, того качества жизни, которое было утрачено индивидом. Абилитационная ситуация характеризуется иначе.

Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится на иной основе. В подобных случаях возможны исходная неадаптированность, отсутствие периода нормального развития и какой бы то ни было утраты.

Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений.

Опыт интегрированною обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз пример социального уровня адаптации

Проблемы компенсации и коррекции в специальной психологии.

Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию.

Первичная компенсация протекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью используются коррекционные технические средства (очки, слуховые аппараты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в области вторичной симптоматики, т.е. в области психологических последствий нарушения.

https://www.youtube.com/watch?v=GUZBk3E9YTU

Сущность вторичной компенсации заключается в повышенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки.

Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает характер целенаправленного поведения.

При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.

Выделяют два типа компенсации.

Первый – внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия.

Второй тип – межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций.

Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций.

Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нарушениями слуха предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.

Первый — биологический, или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй — психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе.

В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию.

Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.

Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.

Коррекция, под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения, можно сформулировать несколько положений.

Прежде всего,коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации.

Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы.

Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации — закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

Источник: https://med8.ru/abilitacija-i-reabilitacija-raznica.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.