Понятие реабилитации и социальной адаптации

Лекция № Социальная реабилитация

Понятие реабилитации и социальной адаптации

Социальная реабилитация– комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидов общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (по­жилые люди, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные), девиантным поведением лично­сти (несовершенно летние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения).

Социальная реабилитация– комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Цель социальной реабилитации– восстановление социального статуса личности, обеспече­ние социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иж­дивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия.

Весь комплекс мероприя­тий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъ­екта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию.

Люди с нару­шенными функциями являются не только объектом реабилитационного процесса, они должны быть полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации.

социальной реабилитациирассматривается как процесс и система медицин­ских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на

устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Сущность реабилитации– не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление или создание возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид.

Таким образом, инвалидность трактуется как проблема не столько медицинская, сколько социальная. Цель общества – максимально полно обеспечить для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями со­циальное функционирование и развитие.

Люди социального личностного потенциала добиваются этого самостоятельно. Более слабые индивиды в процессе развития компенсируют уязвимые сторо­ны своей личности, нуждаясь иногда в помощи специалистов по реабилитации или социальной ра­боте.

Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окру­жающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчит его интеграцию в общество.

Основные принципы социальной реабилитации:

как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;

непрерывность и поэтапность их проведения;

системность и комплексность;

индивидуальный подход:

доступность и преимущественная бесплатность для наиболее нуждающихся. Непрерывностьпредполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В противном случае про­исходит резкое снижение их эффективности.

Последовательностьв проведении реабилитации диктуется особенностями течения заболе­вания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.

Преемственностьэтапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следующие этапы реаби­литации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации, динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.

Комплексностьреабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его эта­пах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональ­ных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных.

Индивидуальностьреабилитации означает необходимость учета конкретных условий воз­никновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума.

Уровни социально-реабилитационной деятельности:медико-социальный; профессионально-трудовой; социально-психологический; социально-ролевой; социально-бытовой; социально-правовой; Направления реабилитационной деятельности:

социальная реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и т.д. I. Реабилитация инвалидов.Основные виды реабилитации инвалидов:

1 Медицинская реабилитация – представляет собой комплекс мер, направленных на восста­новление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных ор­ганов, приостановление прогрессирования заболеваний.

Это такие меры как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирова­ние и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия. Медицин­ская реабилитация инвалида должна осуществляться пожизненно, т.к.

для предотвращения негатив­ной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и оздоровления.

2 Психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительно­стью, изживание социально-психологического комплекса “калеки”, укрепление активной, деятель-

ной личностной позиции. Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптиро­ваться в окружающей среде и в обществе в целом.

Основные методы психологической реабилитации:психологическая консультация; психологический тренинг;

психокоррекция и психотерапия;

психодиагностика;

Психодиагностика– определение особенностей актуального психологического состояния и потенциальных возможностей психического развития индивида.

Психологическая консультация– это ориентация детей и их родителей в широком круге проблем подготовки к труду, взаимоотношений, общения и т.д., позволяющая конструктивно разре­шать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации и развитию лич­ности.

Психотерапия– это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических рас­стройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности. Направления психотерапии: рацио­нальная психотерапия, гештальттерапия, гипнотерапия, трудотерапия, арттерапия, эстетотерапия, семейная терапия.

Психокоррекция– это коррекция отдельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, про­фессиональной) для возможности успешной и эффективной самореализации в различных социаль­ных условиях.

Психологический тренинг– это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психологических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или “ослаб­ленных” в силу заболевания или особенностей воспитания, несформированность которых препятст­вует самореализации личности.

Виды тренингов:аутотренинг, тренинг отдельных интеллектуальных и моторных функций, коммуникативный, игровой и т.д.

Схема психологической реабилитации:

1)оценка психологического реабилитационного потенциала;

2) оценка условий и определение организационных особенностей проведения реабилитацион­ных мероприятий (Например, условия поликлиники или стационара, необходимость исполь­зования технических средств…);

3) определение целевых установок и задач психологической реабилитации;

4) определение средств и методов реабилитации;

5) составление плана проведения реабилитационных мероприятий с указанием срока и места их реализации, а также используемых при этом методик и методических приемов;

6) оценка эффективности реабилитационных мероприятий и проведение ее итогов.

3 Педагогическая реабилитация включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребе­ нок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного повиде- ния, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительного школьного

образования.

Цель этой деятельности – выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь.

В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ори­ентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и уме­ниям.

4 Социально-средовая реабилитация – это комплекс мер, направленных на создание опти­ мальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального стату­

са и утраченных общественных связей.

Инвалид может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, про­стых, интимных потребностей. Поэтому должны проводиться 2 параллельных процесса:

1) организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий;

2) обучение инвалида пользованию этими приспособлениями.

Инвалидам с интеллектуальными и психологическими ограничениями, проживающим само­стоятельно, должны создаваться условия, исключающие причинение или вреда собственной лично­сти или другим людям.

Система достаточно информативных пиктограмм может подсказать или по­рядок действий и способ их совершения.

Такая категория нуждается, кроме того, в патронажной по­мощи социального работника в силу ограниченной способности осознавать и планировать свою жизнь.

За пределами собственной квартиры инвалид также может столкнуться со множеством огра­ничений. Входы в общественные дома и жилые здания должны быть снабжены пандусами, а лифты – иметь достаточное пространство.

Особые требования предъявляться к оборудованию среды для слабовидящих и слепых: перекрестки снабжаются рельефным покрытием, звуковыми сигналами, до­рожными знаками, указывающими на частичную возможность появления лиц, лишенных зрения.

5 Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя приспособление производст­венной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства.

Подход к месту работы и сами рабочие места инвалидов нуждаются в специальной организации или переоборудовании; вспомогательные помещения (пункт питания, гардероб, туалет) должны быть ор­ганизованны так, чтобы ими смогли воспользоваться лица с различными видами патологий.

6 Профессионально-трудовая реабилитация – это система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации. Профессиональному обучению и трудовому уст­ройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями.

4

Одним из направлений является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по преж­ней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.

Профориентация и проф. обучение инвалидов строится на основе углубленной профессио­нальной диагностики их в процессе взросления (для детей – инвалидов) или после завершения меди­цинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем профессиям, которыми могут заниматься инвалиды.

Под проф. ориентацией понимается комплекс научно-обоснованных социально-экономических, социально-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формиро­вание профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества.

Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение являются: искажение представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная са­мооценка;

недостаточная и искаженная информированность о различных профессиях, условиях тру­да; несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности.

7 Образовательная реабилитация инвалидов – сложный комплекс, который включает в себя процесс получения процесс получения инвалидами необходимого общего образования, при необхо­димости различных уровней и видов специального или дошкольного образования.

Блокада доступа к современному и качественному образованию для лиц с ОВ практически перекрывает для них потен­циал социального развития, перспективы материальной самообеспеченности, достойной карьеры, высшего социального статуса.

Поэтому образовательная реабилитация является путем и средством восстановления и повышения социального статуса индивида с расстройством тех или иных функций.

8 Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельно­сти, т.к. удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении соци­ально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого мате­риального вознаграждения.

Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приоб­щая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

8 качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реа­билитациюинвалидов. Только общего оздоравливающего воздействия, занятие спортом и участие в специальныз соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

9 Коммуникативная реабилитация нацелена на восстановление социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение инва­лида навыка общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. Воспитывается потреб­ность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического

стресса или болезни. Полезными являются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с инвалидом с целью формирования у него социальных навыков.

Службы социальной защиты насе­ления должны прилагать усилия для создания организационных условий и инфраструктуры комму­никации: открывать отделение дневного пребывания в центрах социального обслуживания, клубы инвалидов, места встреч и общения в микрорайонах.



Источник: https://infopedia.su/16x12b67.html

Социальная реабилитация. Понятие реабилитации в социологии

Понятие реабилитации и социальной адаптации

Согласно этимологическому значению, реабилитация имеет значение (от позднелатинского – восстановление). 

Данное понятие широко применялся в психологии и медицине, в социальной работе данный термин начал использоваться с 1991 года. Различными исследователями представленная категория трактуется по-разному. Также существуют термины, как «комплексная реабилитация» и «социальная реабилитация», которые как правило используются при работе с инвалидами.

С точки зрения теории, смысловое содержание данных категорий претерпевает развитие, вследствие чего его можно трактовать в различных значениях и не использовать в контексте восстановительных процессов по отношению к иным слоям населения: детям, оставшимся без попечения родителей, сиротам, пожилым людям, осужденным, индивидам с девиантными формами поведения и прочим. 

В различных подходах встречается трактовка данного понятия в контексте восстановительного процесса личностью определенных утраченных возможностей организма, совместно с отношениями и ролями в социальном функционировании, профессиональными навыками, а также умениями и способностями эффективного взаимодействия с окружающим социумом.
Вследствие представленных трактовок, можно выделить определенные виды реабилитации, а именно: медицинская, социальная, профессиональная, психологическая, бытовая. 

Интерпретация социальной реабилитации

Социальная реабилитация может рассматриваться в контексте широкой и узкой интерпретации.  В широком смысле, социальная реабилитация представляет собой определенный набор условий, созданных для возможности индивида восстанавливать и развивать свои навыки и способности самостоятельного функционирования в социуме. 

В узком смысле, социальную реабилитацию можно трактовать в качестве совокупности методов, средств и систем, способствующих восстановлению личностью утерянных, либо не развитых функций в ходе процесса социализации, которые относятся преимущественно к отношениям и ролям социального функционирования. 

Определение 1

Социальная реабилитация – это целенаправленный процесс реализации действий по восстановлению утерянных, либо не приобретенных ранее способностей в реализации различных социальных функций, ролей и отношений. 

В качестве методологического основания данного подхода выступают исследования систем и способов выражения личностной индивидуальности индивида, совместно с его социальными ролями и социальным статусом, которые были проведены Х. Перлманом, С. Бриаром и Г. Миллером. Согласно их позиции, социальные роли – это «двигатель» личностного социального благополучия.  

Социальное функционирование принято трактовать в качестве способности человека к самостоятельному осуществлению взаимодействия с окружающим социумом, совместно с обеспечением собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своей семьи, а также в качестве его соответствия с установленными и общепринятыми нравственными и моральными нормами.

В качестве утраченных, либо не приобретенных в ходе процесса социализации навыков и умений к выстраиванию социальных отношений и функций, которые необходимо осваивать, создавать либо восстанавливать принято относить следующие: трудовые, семейные, дружеские, образовательные, укрепляющие здоровье, повышающие культурный уровень и бытовую жизнедеятельность. 

В качестве утраченных, либо не приобретенных в ходе социализации социальных ролей, нуждающихся в развитии, восстановлении, либо освоении принято относить следующие роли: мужа, жены, родительские роли, роли бабушек и дедушек, роль дочери, сына, покупателя, соседа, гражданина страны, работника, друга, ученика и прочих. 

Опиши задание

Уровни социальной реабилитации

К уровням социальной реабилитации принято относить следующие: 

  1. Федеральный, региональный, местный. 
  2. Уровень индивидуальной работы и групповой работы. 

Первый уровень социальной реабилитации – федеральный, региональный и местный, представляет собой комплексную систему мер, включающую организационные, правовые, экономические, информационные и образовательные компоненты, которые принимаются органами управления для создания условий и работы реабилитационных социальных служб, которые находятся в подчинении различных ведомств и различных форм собственности. 

Данный уровень способствует: 

  1. Созданию законодательной базы, которая регулирует правовой блок в осуществлении реабилитации. 
  2. Определению направлений в подготовке специалистов по социальной работе, социальной педагогике, реабилитологов, психологов: бакалавров и магистров, которые реализуют деятельность социальных служб реабилитации. 
  3. Созданию благоприятных экономических условий для появления в реабилитационной деятельности предпринимательских и коммерческих направлений. 
  4. Разработке специализированных положений о предоставлении услуг реабилитации для различных категорий граждан. 
  5. Координации деятельности в системе реабилитационных социальных службах, которые относятся к различным ведомственным системам и подчиняются различным формам собственности. 
  6. Предоставлению площадей для организации, создания и работы служб реабилитации и прочих. 

В свою очередь, уровень индивидуальной работы и групповой работы в социальной реабилитации представляет собой систему технологий и средств, методов и способов, которые применяются в социальных службах и других учреждениях с целью восстановления потерянных, либо отсутствующих у человека умений и навыков, которые необходимы для реализации определенных социальных ролей и функций, а также установлению необходимых социальных отношений. 

Объекты и субъекты социальной реабилитации

В качестве объектов социальной реабилитации выступают: 

  1. Отдельные индивиды либо группы, которые нуждаются в восстановлении потерянных, либо отсутствующих навыков взаимодействия в социуме, совместно с развитием социальных ролей. 
  2. Инвалиды различных возрастов и видов инвалидности, а также вышедшие на свободу заключенные, выпускники учреждений интернатного типа, одинокие и пожилые люди, безнадзорные лица, асоциальные семьи и прочие.

Субъектами социальной реабилитации являются: 

  1. Специалисты в социальной сфере, имеющие степень бакалавра, либо магистра в социальной работе. 
  2. Социальные педагоги. 
  3. Специалисты, обладающие знаниями и практическими навыками в восстановлении утраченных, либо не сформированных навыков социализации и исполнению социальны ролей. 

Средой социальной реабилитации является социальная обстановка проживания и функционирования личности, которое выражается в его трудовой деятельности, а также отдыхе, учебе, занятиям творчеством и получением информации.

 
В качестве институтов социальной реабилитации выступают: государственные службы медико-социальных экспертиз, службы и учреждения социального обслуживания, социальные приюты, центры семейной помощи, центры постинтернатной адаптации, социальные гостиницы, центры социального обслуживания и прочие. Помимо этого следует выделить: 

  1. Образовательные и воспитательные учреждения: детские сады, школы, ВУЗы.
  2. Учреждения дополнительного образования и воспитания: 
  • центры развития человеческого потенциала, 
  • центры профессиональной подготовки и ориентации, 
  • приемные семьи, 
  • патронатные семьи, 
  • трудовые коллективы. 

Поскольку технологии социальной реабилитации подразумевают восстановление потерянных, либо отсутствующих навыков реализации социальных ролей и отношений, необходимых для процесса социализации личности, они объективно связаны определенными социальными технологиями, среди которых: социальная диагностика, социальная адаптация, социализация, опека, попечительство, усыновление либо удочерение, коррекция, профилактика, социальное обслуживание, социальная экспертиза. 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/tehnologija-sotsialnoj-raboty/sotsialnaja-reabilitatsija/

Лечение расстройств адаптации. Симптомы адаптационного расстройства

Понятие реабилитации и социальной адаптации

Расстройство адаптации является промежуточным состоянием между нормальной реакцией человека на несчастье и заболеванием психического характера. Сложность патологии заключается в ее промежуточности, так как сам человек и его окружающие часто не могут определить его. Прогноз зависит от своевременности простановки диагноза и своевременности предочставить помощь.

Причины

Наиболее часто наблюдается расстройство адаптации у детей и подростков, что объясняется неустойчивостью их психики. Но, при длительном переживании стрессовых ситуаций оно диагностируется у людей работоспособного возраста и пожилых пациентов. Патологическое состояние появляется при:

  • Стрессах;
  • Неврозах;
  • Психозах.

При этих заболеваниях пациенты жалуются на бессонницу и ухудшение общего состояния человека, что приводит к расстройству адаптации. Расстройство адаптации личности имеет различную степень выраженности, что зависит от тяжести стресса.

Возникновение заболевания может наблюдаться при серьезном единичном стрессе, например, при потере престижной работы, смерти близкого человека и т.д. Патология развивается при периодических стрессах, которые возникают на фоне бедности или заболеваний хронического характера.

В группе риска развития патологии находятся люди с генетической предрасположенностью. Если у человека есть сбои в интимном плане или конфликты в семье, то это приводит к дезадаптации. Она появляется при материальных трудностях или сложностях во взаимоотношениях с окружающими. Если резко изменяется традиционный жизненный уклад, то это приводит к патологическому процессу.

Признаки патологии

Симптомы расстройства адаптации не всегда ярко выражены и могут отличаться в каждом отдельном случае, что усложняет процесс постановки диагноза. Основные признаки обладают тревожным и депрессивным характером.

Дезадаптация сопровождается чувством неспособности справиться с неприятностями, которые появляются в жизни. При патологии пациент становится мнительным и раздражительным. Большинство людей отмечает появление чувства внутреннего напряжения.

Психиатрия расстройства адаптации имеет сведения, что оно сопровождается:

  • Беспокойством;
  • Устойчивым тревожным состоянием;
  • Внутренним дискомфортом;
  • Нарушениями в нормальном поведении.

У пациентов при патологии ухудшается настроения. В особо тяжелых случаях появляется тоскливое состояние. Человеку становятся неинтересными его привычные занятия. Человек истощается физически и умственно, поэтому он не может взвешено принимать решения. Он не анализирует ситуацию и не несет ответственность за принятые решения.

Дезадаптация имеет смытую клиническую картину, поэтому при появлении первых подозрительных симптомов рекомендуется обратиться за помощью к специалисту, который правильно поставит диагноз и назначит эффективное лечение.

Виды патологии

В соответствии с причинами и особенностями протекания дезадаптация разделяется на несколько разновидностей:

  • Расстройство социальной адаптации. При патологии пациент не может общаться с привычным кругом друзей и знакомых. Он постепенно от них отдаляется и уединяется. При тяжелом протекании патологии пациент не может находиться в обществе вообще. Он месяцами может не выходить из квартиры.
  • Депрессивное расстройство адаптации. Заболевание развивается на фоне депрессий. Человек постоянно находиться в подавленном состоянии. Они не имеют желания к общению и постепенно утрачивают привычные интересы.
  • Расстройство психической адаптации. Возникает патологический процесс в виде острой реакции на стресс, которая развивается в виде психологического шока. Он сопровождается разными нарушениями в психике.
  • Пролонгированное расстройство адаптации. Патологический процесс характеризуется длительным течением. Ситуация усугубляется при появлении стрессовой ситуации различной степени выраженности.
  • Тревожное расстройство адаптации. При этом виде патологии у пациентов появляются тревожные симптомы при любых обстоятельствах.
  • Смешанное расстройство адаптации. Эта форма патологии совмещает в себе несколько из вышеперечисленных.

Существует несколько видов патологии, которые рекомендуется определять, чтобы проставить правильный диагноз расстройство адаптации.

Диагностические мероприятия

Определить дезадаптацию может только квалифицированный специалист. Он определяет развитие соматических симптомов у детей и подростков и тревожных признаков у пожилых людей, которые свидетельствуют о протекании патологии. Постановление диагноза проводится в соответствии с диагностическими критериями DSM-III-R:

  • Реакции на явные психосоциальные стрессы, которые появляются в течение трех месяцев.
  • Характера дезадаптации. На этом этапе диагностики определяется наличие нарушений в учебе или работе и симптомов, которые не должны присутствовать при стрессе.
  • Длительности реакции дезадаптации более 6 месяцев.

При дезадаптации рекомендуется проведение дифференциальной диагностики. Патологию нужно отличать от таких состояний, как расстройства, появляющиеся на фоне употребления психоактивных препаратов, расстройства посттравматического характера, возникающих на фоне стресса, ароматизация.

Терапия заболевания

Лечение расстройств адаптации требует использовать психотерапию. Рекомендуется проводить групповую терапию для пациентов, которые переживают одинаковый стресс, например, у пенсионеров или людей, имеющих одинаковое хроническое заболевание.

Индивидуальная психотерапия направлена на то, чтобы человек начал понимать, что возникновение заболевания наблюдается при стрессе. Это основная причина патологии.

Если методы лечения подбираются правильно, то у пациента появляется сила и выдержка, с помощью которых проводится борьба со стрессом.

Во избежание вторичной выгоды рекомендуется правильное проведение психиатрического решения. Успешной терапия заболевания будет при внимательном и трепетном отношении доктора к пациенту. При появлении симптомов вторичной выгоды процесс лечения осложняется.

Если диагностируются тревожно депрессивные расстройства, то это требует медикаментозной терапии. Пациентам рекомендован прием антитревожные препаратов, трициклических агентов, с помощью которых устраняется депрессивное состояние.

При дезадаптации пациент может становиться чрезмерно агрессивным, что приводит к конфликтам на работе или в школе, совершению правонарушений и т.д.

Врачи не должны оправдывать эти действия пациентов и стараться их оправдать перед правоохранительными органами. При такой линии поведения доктора эмоциональное состояние человека не улучшается.

Кроме того, он не критикует себя, и такое неприемлемое в социуме поведения становится нормой для него.

Дезадаптация – это опасный патологический процесс, который имеет смытую клиническую картину. Именно поэтому патология часто диагностируется несвоевременно. Выбор метода лечения должен проводиться доктором, что обеспечит его результативность.

Источник: https://chastnaya-psihiatricheskaya-klinika.ru/rasstrojstvo-adaptatsii-adaptatsionnoe-rasstrojstvo-lechenie

Технология социальной адаптации и реабилитации

Понятие реабилитации и социальной адаптации

Социальная адаптация – приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям. Нарушением социальной адаптации является проявление наркомании и алкоголизма[24].

Социальная реабилитация направлена на восстановление утраченных социальных функций, на восстановление навыков самообслуживания, самостоятельного передвижения, на возвращение человека в общество.

Сущность социальной реабилитации заключается не только в восстановлении здоровья, но и в воссоздание возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым располагает человек.

Технология консультирования

В социальной работе технология консультирования проводится только между взрослым и взрослым.

Наиболее распространенные операции социального консультирования
– активное слушание;

– психологический тренинг;

– информирование;

– убеждение;

– внушение;

– художественные аналогии;

– эмоциональное заражение.[25]

Таким образом, консультация может выполнять разные задачи. Особенно популярны в России семейные консультации по предоставлению льгот и пособий и необходимых для этого бумаг. А на западе востребованы психологические консультации.

Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е.

направленные на выживание семьи (срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи; на социальное развитие семьи и ее членов.

Практическая исполнение отечественной социальной работы имеет как ряд несомненных достоинств, так и существенных недостатков, для устранения которых необходимо обратить внимание на положительный опыт социальной работы в зарубежных странах и применять его с учетом российских особенностей при усовершенствовании и дальнейшем развитии социальной работы с семьей в России.

Следует отметить, что при работе с неблагополучной семьей и ее окружением специалист должен обладать организаторско-демонстративными способностями, уметь зажечь массу, быть искренним, тщательно продумывать свои выступления.

Использование данных методов и технологий социальной работы с неблагополучными семьями способствует повышению качества социальной защищенности супругов и созданию в семье ощущения безопасности.

Как деятельность, технологии социальной работы представляют собой комплекс приемов, обеспечивающих достижение благоприятных условий жизни людей[26].

Государственная поддержка неблагополучных

Семей

В Конституции Российской Федерации провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права (ст.17,ч.1). Материнство и детство, семья согласно Конституции находятся под защитой государства (ст.

38), которое создаёт социально-экономические и правовые предпосылки для нормального воспитания, развития и образования детей. Государственная политика в данной области, закреплённая в Конституции Российской Федерации, соответствует положениям международно-правовых актов, в частности Конвенции о правах ребёнка.

Федеральный закон[27].

Для специалистов социальной службы главные задачи в работе с семьями – выявление источников и причин социальной дезадаптации семьи, диагностика микроклимата, выработка первичной программы реабилитации семьи в целом, что воз­можно только при получении полной информации о внутрен­нем потенциале семьи.

В социальных службах помощи семье и детям работают разные специалисты. Непосредственно с семьей как с клиентом сотрудничают специалист по социальной работе, социальный педагог и психолог.

Их функциональные обязанности и методы помощи семье и ребенку различны.

Вместе с тем нередко возникают разногласия по поводу должностных и профессиональных обязанностей социального работника и социального педагога.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1) денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое);

4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и так далее)[28].

Для проведения научно-обоснованной и практикоориентированной работы по оказанию помощи и поддержки государства детям из неблагополучных семей, разработаны критерии и показатели отнесения детей к данной категории. Очень важно для специалистов иметь точные понятия, определяющие все категории детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке[29].

Критериями считаются признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чеголибо.

Таким образом, выявляются категории детей, нуждающихся в поддержке и помощи государства, виды оказания помощи, а также государственные и иные учреждения для помещения в них детей и подростков.

Распоряжения, постановления признают определенную законодательную базу, определяющую конкретную государственную помощь.

Показатели — это проявление критериев на практике и функционирование программных проектов. К этим показателям относится социальный статус ребенка, категория детей, которые нуждаются в государственной защите, помощи и поддержке, межведомственная система оказания помощи, технологии оказания помощи и законодательная база.

Социальная помощь — совокупность и особые меры, нацеленные на поддержание нормальных условий жизнеобеспечения социальных групп, детей, семей, которые испытывают нужду в удовлетворении жизненно важных потребностей и существования.

Она включает социальную реабилитацию (восстановление утраченных или ранее невостребованных социально значимых качеств личности), социальную защиту (комплекс финансовых и психологических мер и гарантий, которые предоставляются каждому гражданину для реализации его прав, необходимых для нормального существования, обеспечения оптимального биологического и социального развития ребенка), социальную адаптацию (обеспечение процесса приспособления индивида к социальной среде, принятия ее относительно стабильных условий, как, например, норм, цен­ностей, форм взаимодействия, отношений между ценностными ориентациями индивида и возможностью их достижения в социальной среде)[30].

Психологическая помощь — особый вид деятельности психологов, целью которой является оказание психологической под­держки при возникновении трудностей, связанных с процессом адаптации и социализации (в семье, обществе и другое).

Специалист по психологии помогает разрешить проблемы; рекомендует соответствующую психологическую терапию; вырабатывает рекомендации по изменению ситуаций.

Он проводит диагностическую, психокоррекционную работу с детьми и подростками, их родителями.

Педагогическая помощь направлена на индивидуальное оказание помощи ребенку или подростку, имеющему трудности и проблемы в обучении. Такая поддержка ориентирована на решение проблем в обучении детей (многие из них регулярно пропускают занятия в школе, педагогически запущены, бесконтрольны и безнадзорны).

Социальный работник может оказывать патронаж.

Патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с детьми и семьями, в которых они проживают или проживали, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь и поддержку.

Патронаж помогает оказывать профилактические меры, нацеленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказалась семья с ребенком.

Экономическая помощь — это ряд мер, направленных на материальную поддержку нуждающейся семьи с ребенком (назначение пособий, пенсий, разовых денежных выплат, покупку одежды, обуви и т.д.), оказание гуманитарной помощи, организация горячего питания детей, летнего оздоровительного отдыха и так далее.

Социальный работник так же предоставляет правовую помощь. Она подразумевает знакомство с правами и обязанностями детей и подростков, обеспечение юридических гарантий, которые предоставляют каждому ребенку возможности для реализации его прав. В том числе предоставление информации, включающей в себя предоставление пособий льгот согласно законодательству.

Медицинская помощь, включающая профилактику социальных болезней (туберкулез, ВИЧ, СПИД, ряд инфекционных болезней, алкоголизм, наркомания и токсикомания), а также предупреждение вредных привычек и асоциального поведения (проституция, половые извращения и т. д.)[31].

Можно выделить также дополнительно следующие моменты работы с неблагополучной семьей:

Необходимо помогать строить отношения в семье, уметь взаи­модействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на

себя ответственность за нормальную жизнь семьи.

Приход разведенных родителей на выходные дни — «воскресный папа» или «воскресная мама», а также бабушка и дедушка —
поможет ребенку научиться строить отношения в реальной ситуации.

Необходимо также выделить в работе с неблагополучными семьями два вида услуг: поддерживающие услуги (для семей, которые еще могут справиться со своими проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые не могут справиться со своими проблемами и им необходимо помочь)[32].

Социальные службы, оказывающие помощь неблагополучным семьям:

· Районное Учреждение Социальной Защиты Населения;

· Территориальный Центр Социального Обслуживания;

· Центр Социальной Помощи Семье и Детям;

· Соцаиально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

· Реабилитационно-образовательный центр;

· Служба психологической помощи населению;

· Центр социальной адаптации.

и прочие.

Таким образом, анализ федерального и регионального законодательства, направленного на защиту прав и интересов неблагополучных семей, свидетельствует о том, что основные усилия государства в настоящее время направлены на преодоление последствий серьёзного кризиса семейных отношений.

Принципиальное значение для реализации принятых нормативных правовых актов в данной сфере имеет создание эффективного организационного механизма, одним из элементов которого является система социальных служб для работы с неблагополучными семьями.

В основе социальных служб, осуществляемых социальную защиту неблагополучных семей, имеется большое количество технологий по профилактике и решению их проблем.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/15497.html

Понятия коррекции, компенсации, социальной реабилитации и адаптации

Понятие реабилитации и социальной адаптации

         В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация.

Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «реабилитация — это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей».

Это определение адекватно тому, которое принято и в англоязычной педагогике. В то же время в других странах (франкоязычные, испаноязычные) чаще используется термин реадаптация.
         Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация».

Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном ее формировании.

Коррекция (лат. Corrеctio — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.

Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений.

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков.

На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений аномальных детей об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности.

В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется в процессе обучения аномальных детей общеобразовательным знаниям.

Компенсация (лат. Compensatio — возмещение, уравновешивание) —замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности.

У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функции, развитие личности.

Специфическое развитие аномальных детей, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития функций.

В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом.

Поэтому особо важно социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка.

Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, предупреждает вторичные последствия нарушении органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении:

Социальная реабилитация (лат. Rehabilitas — восстановление пригодности, способности) в медико-педагогическом значении — включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Это главная задача в теории и практике дефектологии.

Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки.

В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебных заведений для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются особенностями аномального развития детей.

Социальная адаптация (от лат. Аdapto — приспособляю) — приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.

У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования.

Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.

В задачи обучения и воспитания аномальных детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (и том числе и правовых) норм и правил.

Социальная адаптация открывает аномальным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни.

Опыт специальных учебных заведении показывает, что учащиеся этих школ способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.

Источник: https://students-library.com/library/read/96755-ponatia-korrekcii-kompensacii-socialnoj-reabilitacii-i-adaptacii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.