Понятие принципы и формы социального партнерства

Понятие, основные формы и принципы социального партнерства

Понятие принципы и формы социального партнерства
⇐ ПредыдущаяСтр 51 из 78Следующая ⇒

Институт социального партнерства в сфере труда — явление для российского трудового права относительно новое, в теоретическом и практическом плане до конца неизведанное.

В Трудовом кодексеРФ (ст.

23) социальное партнерство определя­ется как система взаимоотношений между работниками (представите­лями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В Кодексе поясняется, что органы государственной власти и орга­ны местного самоуправления являются сторонами социального пар­тнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство зако­нодательством или работодателями, а также в других случаях, пред­усмотренных федеральными законами.

Социальное партнерство, будучи сложным и многогранным явле­нием, включает в себя следующие срезы, или уровни:

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

региональный уровень, устанавливающий основы регулирова­ния отношений в сфере труда в субъектах Федерации;

отраслевой уровень, устанавливающий основырегулированияотношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающий основы регули­рования отношений в сфере труда в муниципальном образо­вании;

уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодате­лем (ст. 26 ТК РФ).

Как видно из закона, социальное партнерство закрепляется пре­жде всего на федеральном уровне, где устанавливаются основы регули­рования отношений в сфере труда в РФ, а затем — на региональном, отраслевом, территориальном уровнях и на уровне организаций.

406 •

Соответственно на региональном уровне в законодательном поряд” ке устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъектах Федерации, на отраслевом уровне — в отраслях производи ства; на территориальном — в муниципальных образованиях и, наконец на уровне организации, где устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство проявляется не только на разных уров­нях, но и в различных формах. Каждая из них определяется и закрепля­ется в законодательном порядке, в частности в Трудовом кодексеРф.

Статья 27 данного нормативно-правового акта устанавливает,чтосоциальное партнерство осуществляется в таких формах, как:

1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллектив­ных договоров, соглашений и их заключению; д

2) взаимные консультации (переговоры) повопросам регулировалния трудовых отношений и иных непосредственно связанных снимиотношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и со­вершенствования трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении органи­зацией; -..

4) участие представителей работников и работодателей в досудеб-ном разрешении трудовых споров.

Детализации и правовому закреплению коллективных перегово­ров, взаимных консультаций и других форм социального партнерства посвящены целые главы и многие статьи Трудового кодекса РФ.

Закрепляя в законодательном порядке понятие, содержание, фор­мы осуществления и другие стороны социального партнерства, зако­нодатель в то же время придает особое значение принципам его орга­низации и осуществления.

В числе этих принципов Трудовой кодекс РФ (ст. 24) указывает на такие,как:

— равноправие сторон;

— уважение и учет интересов сторон;

' — заинтересованность сторон в участии в договорных отноше

— содействие государства в укреплении и развитии социально! партнерства на демократической основе;

— соблюдение сторонами и их представителями законови та нормативных правовых актов;

— полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; доброволь­ность принятия сторонами на себя обязательств;

— реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

гдава III. Социальное партнерство в сфере труда4Ф7

обязательность выполнения коллективных договоров, согла­шений;

— контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений и ответственность сторон, их представителей за не­выполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

⇐ Предыдущая46474849505152535455Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6xa30b.html

Социальное партнерство (понятие, принципы, формы)

Понятие принципы и формы социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Отношения социального партнерства:

а) двусторонние – между представителями работников и работодателей);

б) трехсторонние – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Система социального партнерства – совокупность мер организационного, правового, экономического характера, которые должны функционировать на всех уровнях экономики, от общефедерального уровня до уровня отдельно взятой организации в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов. Система социального партнерства включает федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровень и уровень организации.

Формы социального партнерства:

1) коллективные переговоры – основанные на диалоге взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Основные принципы социального партнерства:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии вдоговорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Основная задача – регулирование социально-трудовых отношений. Стороны коллективного договора – работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем предприятия либо другим полномочным лицом.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

коллективного договора – согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.

Коллективный договор состоит из вступительной части; раздела, содержащего права и обязанности администрации, работодателя, и раздела, содержащего права и обязанности работников организации и их представительных органов.

В приложениях к коллективному договору содержатся нормативные положения – нормы, установленные в централизованном порядке, которые посредством коллективного договора доводятся до сведения работников организации, и локальные нормы, применяемые на данном предприятии.

В коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Существенные условия договора: а) срок действия; б) порядок изменения; в) срок отчета сторон о выполнении условий договора.

Подписанный сторонами коллективный договор в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по мест о нахождени ю организации для уведомительной регистрации, при осуществлении которой выявляются условия, ухудшающие положение работников.

Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом договоре. Срок действия коллективного договора может быть продлен сторонами, но не более чем на три года.

Функции коллективного договора:

1) организация трудовых отношений;

2) обеспечение стабильности трудовых отношений;

3) обеспечение и защита интересов работников и работодателей;

4) приспособление трудовых отношений в организации к реальным экономическим отношениям;

5) достижение компромисса между работниками и работодателем посредством заключения договора;

6) обеспечение экономического прогресса, повышения производительности труда, снижения себестоимости товара.

СОГЛАШЕНИЯ.ВИДЫ СОГЛАШЕНИЙ

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Виды соглашений:

а) генеральное;

б) региональное;

в) отраслевое (межотраслевое);

г) территориальное;

д) иные.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами, если иной срок не предусмотрен в самом соглашении. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право на продление действия соглашения на срок не более трех лет.

Подписывается соглашение представителями сторон. Федеральные соглашения регистрируются в Министерстве труда России, другие соглашения подлежат уведомительной регистрации в региональных и территориальных органах по труду.

Вступление соглашения в силу не зависит от срока его регистрации.

Контроль за выполнением соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ

Занятость – деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящаяим заработок (трудовой доход). Обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми:

1) осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству;

2) возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами.

Недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие занятых граждан, не позволяет признать граждан занятыми даже при наличии формальных признаков.

Занятыми считаются граждане:

1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в организации общественных работ);

2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;

3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

9) учредители (участники) организаций (имеющие доход не менее установленного для работников минимального размера заработной платы), за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.



Источник: https://infopedia.su/6xa727.html

Социальное партнерство, его формы, функции и принципы

Понятие принципы и формы социального партнерства

Замечание 1

Социальное партнерство – относительно новое явление общественной жизни, связано с развитием демократии.

Социальное партнерство как научная категория характеризуется многоаспектностью, разносторонностью и широтой понимания и трактовки.

Поскольку оно может быть представлено во многих сферах общественных отношений, то его различные определения раскрывают ту сторону социального партнерства, которая представляет интерес для исследователя, решает конкретную проблему.

Идеологической основой социального партнерства является принцип сотрудничества на уровне работодателей и наемных работников, частногои государственного секторов производства.

Создание и развитие социального партнерства обеспечивается становлением его системы, представляет собой сложное и динамичное образование структурно-организационных элементов (субъектов, предметов, связей, нормативно-правового обеспечения), форм, принципов, технологий взаимодействия, объединенных определенным механизмом.

Конкретизируя уровни партнерства, можно выделить:

  • личный,
  • групповой,
  • общественный (национальный), наднациональный уровне.

Именно на уровне общества социальное партнерство отражает установки элементов общности интересов социальных групп общества в решении жизненно важных проблем, дает нам основания говорить о социальном партнерстве именно как о типе социального управления.

Функции социального партнерства

Комплексы методов социально-партнерского управления целенаправленно влияют на общество, группу, коллектив. При помощи этих методов обеспечивается реализация следующих основных функций партнерского управления:

  1. организующей (формы организации взаимодействия групп в обществе);
  2. мобилизующей, солидаризуючои (благодаря чему достигаются большая сплоченность как отдельной территориальной общины, так и общества в целом);
  3. социально-психологической (инструмента управления социальным настроением, регулирования конфликтов и т.п.);
  4. мотивирующей и стимулирующей (что способствует более активному участию граждан в государственном управлении и местном самоуправлении)
  5. социально-творческой (как организующей формы для социального творчества социальных групп).

Задачи социального партнерства

Замечание 2

Анализ научных работ позволяет в определенные специфики социального партнерства выделить три аспекта, рассматривая его как специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой, как идеологию такого общества и как метод цивилизованного решения социально производственных конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной стабильности.

Социальное партнерство как тип общественных отношений и идеология, как правило, осуществляется на общегосударственном уровне, представляя собой согласование интересов различных групп, составляющих социальную структуру общества, благодаря взаимодействию государства и институтов гражданского общества на основе принципов социального сотрудничества, согласия и тому подобное. Организационной и правовой базой здесь выступает социальная политика государства, направленная на разработку целевых социальных программ и законодательство, отображает как интересы государства, так и потребности и интересы различных социальных групп.

Социальное партнерство как метод цивилизованного разрешения конфликтов осуществляется, как правило, в сфере производственных отношений и характеризует взаимодействие работодателей, наемных работников и органов государственной власти и местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально производственных и связанных с ними экономических вопросов, предотвращения конфликтов и обеспечения социального согласия. В данном контексте социальное партнерство выступает как особый тип социально-производственных отношений, присущий рыночной экономике, который обеспечивает на основе сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их интересов. Такое сотрудничество получило название трипартизм.

По мнению исследователей, социальное партнерство как трехпартийная институт выполняет следующие задачи:

  • Определение удовлетворительного для всех сторон партнерства уровня оплаты труда;
  • Установление оптимальной системы налогообложения;
  • Создание достойных человека условий труда;
  • Обеспечение благоприятного социального климата для производственной деятельности человека, в котором бы она могла реализовать себя.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_truda/socialnoe_partnerstvo_ego_formy_funkcii_i_principy/

Понятие социального партнерства и его принципы

Понятие принципы и формы социального партнерства

Социальное партнерство– система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их уполномоченных в установленном порядке представителей.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, контроль за их выполнением;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Уровни и форма социального партнерства.

Уровни социального партнерства:

1. федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

2. межрегиональный уровень (в двух и более субъектах РФ);

3. региональный уровень в субъекте РФ;

4. отраслевой уровень;

5. территориальный уровень (в муниципальном образовании);

6. уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (локальный).

Формы социального партнерства:

  • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Стороны социального партнерства и их представители. Органы социального партнерства.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Представителями работников являются профсоюзы, иные представители; представителями работодателей – руководитель организации или уполномоченные им лица, а также объединение работодателей.

Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. В свою очередь, представителями работодателя являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов В этих случаях интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законодательством.

Представителями работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они создаются для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров, соглашений.

На федеральном уровне действует Российская трехсторонняя комиссия состоящая из общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ.

На региональном и территориальном уровне создаются комиссии, действующие на основании закона субъекта РФ, положений органов местного самоуправления.

Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 431;

Источник: https://studopedia.net/5_70390_ponyatie-sotsialnogo-partnerstva-i-ego-printsipi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.