Понятие пенсии в рф

пенсия

Понятие пенсии в рф

Слово пенсия происходит от латинского pensio, что в переводе означает «платёж».

Платежи людям, не имеющим возможности обеспечить себе по причине старости, инвалидности или потери кормильца, заслуги перед обществом или властью осуществлялись уже в древности, но имели избирательных характер. В России пенсия появляется вместе с появлением класса чиновников, которые жили на одно жалование. После окончания службы для их обеспечения стали выдавать из государственной казны эквивалент жалования, для которого стали использовать термин пенсия.В СССР пенсионная система являлась государственной, так как пенсионный фонд являлся бюджетным. Его средства формировались за счет отчислений из заработной платы гражданина. Отказ от социалистической модели привел к необходимости реформирования пенсионной системы в России. В настоящее время в связи с демографическими изменениями (старением общества) пенсионные реформы осуществляются во многих странах мира.

Понятие пенсии

Слово пенсия Википедия определяет следующим образом: Пенсия (от лат. pensio — регулярное (обычно — ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые:

  • достигли пенсионного возраста (пенсии по старости),
  • имеют инвалидность,
  • потеряли кормильца (пенсии по случаю потери кормильца). ВикипедиЯ

Значение пенсии состоит в установленной сумме денег, которые регулярно выплачиваются получателю (пенсионеру) по достижении им определенного возраста или вследствие прекращения работы по найму. Обычно пенсия выплачивается с момента наступления одного из этих двух событий и в течение следующих лет вплоть до смерти пенсионера.Источником выплат пенсий в разных государствах могут являться внебюджетные фонды (государственные или нет), так и бюджет. Все определяет система пенсионного обеспечения.Данная статья написана для пояснения положений разделов Микрозаймы в Тамбове, Экспресс кредит в Тамбове, Кредит наличными в Тамбове, Кредитные карты Тамбов. Ссылка на данную статью: http://design-for.net/page/pensija

В 90-х годах прошлого века в результате дефолта деньги на счету государственного бюджетного пенсионного фонда СССР обесценились.

Для формирования пенсионного фонда требовался принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.

Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения был создан самостоятельный внебюджетный фонд – ПФР.

Этапами подготовки к реформе пенсионного обеспечения стали законы:

  • (1) Закон N 4468-1 от 12 февраля 1993 года
  • О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ

  • (2) Федеральный закон N 27-ФЗ от 1 апреля 1996 года
  • ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

  • (3) Федеральный закон N 75-ФЗ от 7 мая 1998 года
  • О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ

  • (4) Федеральный закон N 165-ФЗ от 16 июля 1999 года
  • ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

В настоящее время Пенсионный Фонд РФ функционирует на правах самостоятельного внебюджетного фонда, который занимается сбором обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан и выплатой из собранных средств пенсий пенсионерам. Начисление пенсий осуществлялось по старой системе, а настоящее реформирование системы пенсионного обеспечения началось в 2002 году после принятия пакета законов, раскрывающих смысл пенсии в новых условиях.

Виды пенсий

Новые законы позволили разделить все пенсии на три вида:

  • Государственная пенсия
  • Трудовая пенсия
  • Социальная пенсия

Кроме пенсий существуют социальные выплаты, которые проходят по линии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

ФЗ о государственных пенсиях в Статье 2 дает определение понятию «пенсия за выслугу лет» для государственных служащих:

пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;

Этим же законом предусматривается выплата социальной пенсии определенным категориям нетрудоспособных граждан.

Понятие социальной пенсии не раскрывается, но социальная сущность пенсии раскрывается как пособие от государства тем гражданам России, которые по каким-то причинам не могут претендовать на государственную или трудовую пенсию. Статья 11 определяется круг физических лиц, для которых существуют следующие виды социальной пенсии:

  • социальная пенсия по инвалидности;
  • социальная пенсия по случаю потери кормильца;
  • социальная пенсия по старости (для мужчин, достигших 65 лет, и женщин, достигших 60 лет).

Однако основным для остальных граждан (не работающих на государство) является закон о пенсии в России N 173-ФЗ, в котором раскрывается определение трудовой пенсии:

трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

Однако все эти определения и схемы накопления средств и начисления пенсий имеют больше теоретический смысл и их значение не так велико для граждан России, как положения закона № 167–ФЗ, которые разделили всех застрахованных лиц на 3 состава по возрастной категории.

Федеральный закон N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» предписывает разные условия получения пенсии:

  1. Мужчины до 1952 года рождения и Женщины до 1957 года рождения не будут участвовать в реформе пенсионного обеспечения, что предполагает перечисление 20% от их заработной платы полностью на страховую часть.
  2. С 2005 года к предыдущей категории были присоединены: Мужчины с 1953 по 1966 гг. рождения и Женщины с 1958 по 1966 гг. рождения, для которых 3 года существовала накопительная часть пенсии (НЧ формировалась в течение 2002, 2003 и 2004 гг. – 2% от заработной платы ежегодно, 12% – на страховую часть, 6% – на базовую часть). Сегодня эти застрахованные лица платят все 20% заработной платы только на страховую часть.
  3. Мужчины и Женщины 1967 года рождения и моложе, которые будут участвовать в пенсионной реформе, что для них означает выплату: на страховую часть 12% от заработной платы ежегодно, 2% – на накопительную часть пенсии, 6% – на базовую часть).

Для первым двух категорий застрахованных физических лиц размер пенсии при начислении будет учитывать размер заработной платы в советское время.

Последняя категория будет участвовать в реформе и размер их пенсий будет зависеть от их отчислений из своих зарплат и страховых выплат работодателей. Пенсия последней категории застрахованных будет состоять из страховой части, за которую отвечает государство и накопительной, размер которой определяет управляющая компания того фонда, куда гражданин передаст свои накопления.

Кроме основных законов пенсионное право включает еще несколько законов:

  • (8) Федеральный закон N 111-ФЗ от 24 июля 2002 года
  • ОБ ИНВЕСТИРОВАНИИ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • (9) Федеральный закон N 21-ФЗ от 6 марта 2001 года
  • О ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ НА ПОСТОЯННОЕЖИТЕЛЬСТВО ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кроме государственной, трудовой и социальной пенсии физические лица на территории России могут получать и другие пенсии, которые формируются за счет страхования в негосударственных пенсионных фондах (НПФ).

Основные экономические понятия содержит мой Экономический толковый словарь:

Источник: http://design-for.net/page/pensija

1. Понятие пенсии

Понятие пенсии в рф

Пенсия- наиболее распространенный видсоциального обес­печения.

Пенсия- это ежемесячные денежные выплаты,предоставляе­мыегражданам при достижении определенноговозраста, наступ­ленияинвалидности, потери кормильца, а такжев связи с дли­тельнойпрофессиональной деятельностью.

Пенсия- это ежемесячная долгосрочная выплата,назначаемая засчет государственных средств в качествеосновного источника средствсуществования лицам, достигшимустановленного воз­раста,инвалидам, потерявшим кормильца1.

2. Правовая основа государственного пенсионного обеспечения

Косновным федеральным законам и подзаконнымнорматив­нымактам назначения и выплаты государственныхпенсий отно­сятся:

  • Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственныхпенсиях в РФ» (с изм. и доп. на 2 января 2000 г.).
  • Закон РФ от 12февраля 1993 № 4468-1 (в ред. ФЗ от 28 но­ября 1995 г. № 186 и от 27 декабря 1995 г. № 211) «О пенсионномобеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу вОВД, и их семей».
  • Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 (с изм. и доп. ФЗот 2 июня 1993 г. № 5082-1) «О государственных гарантиях икомпенсациях для лиц, работающих и проживающих в районахКрайнего Севера и приравненных к ним местностях», раздел VIСоциальное страхование, Пенсионное обеспечение;
  • Закон РФ от 18 апреля 1996 г. № 31 «О выплате пенсий завыслугу лет работникам здравоохранения, занятым лечебной и

инойработой по охране здоровья населенияв сельской местно­сти»;

  • Закон РФ от 29 февраля 1996 г. № 21 «О выплате пенсий завыслугу лет работникам образования, занятым педагогическойдеятельностью и других учреждениях образования для детей»;
  • Закон РФ от 19 апреля 1991 г. (ФЗ от 20 апреля 1996 г. № 36)«О занятости населения в РФ», ст. 32. Порядок продления сроковвыплаты пособия по безработице гражданам со стажем работы,дающим право на пенсию по старости (по возрасту). По предло­жению органов СЗ при отсутствии возможности для трудоуст­ройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвида­цией организации, сокращением численности или штата и имею­щим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж ра­боты, дающий право выхода на полную пенсию по старости (повозрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласияпенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за 2 года до уста­новленного законом РФ срока выхода на пенсию;

Особенностиназначения и выплаты государственныхпенсий отдельным категориям гражданпредусмотрены другими закона­ми.

3. Виды государственных пенсий

Основания и условияпенсионного обеспечения различны.

Основнымкритерием дифференциации условий инорм пен­сионногообеспечения является, как правило,трудовая и общест­венно полезнаядеятельность лица в прошлом.

В зависимости отоснований и условий предоставленияразли­чают пять видов пенсий:

  1. по старости,

  2. по инвалидности,

  3. по случаю потери кормильца,

  4. за выслугу лет,

  5. специальные.

Первыечетыре вида пенсий являются трудовыми:обязатель­ным условием их назначенияявляется наличие у лица трудового стажа.

Социальныепенсии назначаются гражданам, которыепо ка­ким-либопричинам не имеют права на пенсию всвязи с трудовой и иной общественнополезной деятельностью. Социальнаяпенсия можетназначаться в соответствующих случаяхвместо трудовой по желанию обратившегосяза ней ч. 3 ст. 3 Закона № 340-1.

Правона пенсионное обеспечение имеют нетолько граждане РФ, но и проживающие натерритории РФ граждане других быв­шихсоюзных республик, а также иностранныеграждане и лица безгражданства, если иное не предусмотренозаконом или меж­дународным договором,которым могут быть установлены иныеправила, чем предусмотрено Законом №340-1.

Гражданемогут иметь право одновременно наразличные ви­дыгосударственных пенсий.

Возможностьобращения за пенсией сроками неограничивает­ся.Характер занятий лица, обратившегосяза пенсией, также не ограничиваетправо на пенсию.

Лекция 6. Трудовыепенсии .

Понятиеи условия назначения трудовой пенсии.

Пенсиипо старости – это ежемесячные пожизненныевы­платы, производимые гражданам,достигшим установленного в Законевозраста в связи с их длительной трудовойи иной обще­ственно полезнойдеятельностью и соизмеримые, как правило,с ихпрошлым заработком.

Трудоваяпенсия по старости – это пожизненнаяежемесячная выплата,назначаемая за счет средств Пенсионногофонда РФ (ПФР)лицам, достигшим установленного закономвозраста и имеющимнеобходимый трудовой (страховой) стаж.

Такимобразом, в определение понятия «пенсияпо старости» включеныпризнаки, присущие данному виду пенсии,а именно:

  1. пенсия назначается пожизненно;

  2. требуется наличие длительного общего трудового стажа;

  3. лицо должно достигнуть определенного возраста;

  4. пенсия от фактического состояния трудоспособности независит.

Рассматриваякруг лиц, имеющих право на трудовуюпенсию постарости, следует исходить из того, чтоЗакон от 20 ноября 1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях вРФ» не дает пе­речнялиц, имеющих право на трудовую пенсию.

Законодатель исходитиз того, что право на такую пенсию имееткаждое лицо, у которогоесть основания для ее получения независимоот соци­ального положения.

Сюдаотносятся и граждане РФ, и иностран­ныеграждане, и лица без гражданства.

Поусловиям назначения пенсии по старостиподразделяются надва вида:

а) пенсии,назначаемые на общих основаниях (мужчины- 60лет и при ОТС – не менее 25 лет; женщины- 55 лет и при ОТС -неменее 20 лет);

б) нальготных условиях.

Лекция7. Пенсии по старости на общих основаниях

ВПрограмме пенсионной реформы в РФ,утвер­жденнойпостановлением Правительства от 20 мая1998 г. № 463, указывается,что «…

сегодня в России соотношениечисленности между лицами трудоспособноговозраста и пенсионерами, от ве­личиныкоторого зависит финансовая устойчивостьпенсионной системы, основанной нараспределительном принципе, менееблагоприятное,по сравнению с большинством развитыхстран, за исключениемФранции и Италии несмотря на то, чтоРоссия су­щественноотстает от развитых стран по среднейпродолжитель­ности жизни.

Внастоящее время нормы пенсионногозаконодательства пре­дусматриваютвозможность назначения неполной пенсиипо ста­ростигражданам, достигшим общего пенсионноговозраста, но не имеющим требуемогополного общего трудового стажа.Необхо­димымусловием назначения такой пенсииявляется наличие об­щеготрудового стажа не менее 5 лет.

Вэти 5 лет включаются, помимо работы:военная служба, уче­ба,а также иные периоды, засчитываемые вобщий трудовой стаж(см. соответствующую тему).

Размерпенсии при неполном общем трудовомстаже опреде­ляетсяпропорционально продолжительностиимеющегося трудо­вогостажа, исходя из полной пенсии,устанавливаемой за стаж: мужчинам – 25,женщинам – 20 лет.

Исчисление пенсиипропор­ционально продолжительностиимеющегося стажа производится следующимобразом: определяется соответственнополная пен­сия;эта пенсия делится на число месяцевтребуемого стажа; по­лученнаясумма умножается на число месяцевфактического ста­жа.

Размерпенсии при неполном общем трудовомстаже не может бытьниже социальной пенсии, назначаемой вразмере 2/3 мини­мальнойпенсии по старости.

https://www.youtube.com/watch?v=gnS5SB2AHB0

Действующеезаконодательство закрепило также случаина­значения досрочной пенсии. В отличиеот неполной досрочная пенсияназначается только тем гражданам, укоторых есть пол­ныйтребуемый общий трудовой стаж, но додостижения пенси­онноговозраста осталось не более 2 лет (ст. 32Закона «О_занято-стинаселения в РФ», ст. 7 п. 5 Закона «Озакрытом администра­тивно-территориальномобразовании»1и др.

Пенсии,назначаемые на льготных основаниях,дифференци­руются в зависимости оттого, что послужило основанием дляпримененияльгот:

– особыеусловия труда, связанные с опасностью,вредностью,тяжестью (ст. 12 Закона);

  • медико-биологические признаки (материнство, состояниездоровья – ст. 11);
  • региональные факторы (работа на Крайнем Севере и при­равненных местностях – ст. 14);

Льготы этизаключаются как в снижении общеустановленногопенсионного возраста, так и в определенныхслучаях требуемого для назначенияпенсии трудового стажа.

ИнвалидамIгруппы по зрению: мужчинам – по достижении50лет и при общем трудовом стаже не менее15 лет; женщинам -40лет и при общем трудовом стаже – не менее10 лет Гражданам, больным гипофизарнымнанизмом (лилипутам), и диспропорцио­нальнымкарликам: мужчинам – по достижении 45лет, общий трудовойстаж – не менее 20 лет; женщинам – подостижении 40 и15 лет общего трудового стажа.

Льготыв пенсионном обеспечении по старостив зависимости отусловий труда установлены для широкогокруга лиц, занятых на работах с опасными,вредными, тяжелыми условиями.

Наи­большийобъем льгот предусмотрен для тех, ктотрудился на под­земныхработах, на работах с вредными условиямитруда и в го­рячихцехах (Список № 1). Для рабочих и служащих,занятых на другихработах с тяжелыми условиями труда(Список № 2), льгот меньше.

По Списку № 1 возраст, дающий право напенсию, сни­жен на 10, а стаж – на 5 лет.По Списку № 2 снижен лишь возраст -на 5 лет.

Дляграждан, работающих в районах КрайнегоСевера и при­равненных местах,предусмотрены пенсионные льготы,связан­ныес характером работы, ее условиями,временем работы в таких районахи местностях.

Для мужчин и женщин,проработавших в районах Крайнего Северане менее 15 календарных лет, а в при­равненныхместностях – не менее 20 лет (для женщин,имеющих двухи более детей, спец. стаж снижается на3 года) и имеющих необходимыйтрудовой стаж, пенсия по старостиназначается на 5лет раньше.

Пенсионный возраст снижаетсяна 10 лет гражда­намиз числа постоянно проживающих в районахКрайнего Севе­ра,если они проработали не менее 20 лет -женщины, и не менее 25 лет – мужчины вкачестве оленеводов, рыбаков,охотников-промысловиков.Законом (ч. 2 ст.

14) предусмотреносуммирова­ние работы в районах КрайнегоСевера с работой в приравненныхместностях:работа в течение календарного года вприравненных кКрайнему Северу местностях, засчитываетсяза 9 месяцев рабо­ты в районах КрайнегоСевера.

Часть3 ст. 14 Закона позволяет назначить пенсиюпо старости ипри меньшей продолжительности стажаработы на Крайнем Севере.

Возраст выхода на пенсию определяетсяпутем уменьше­нияобщеустановленного возраста (60 и 55 лет)на 4 месяца за каждыйполный календарный год работы в этихрайонах.

При этомтребуется проработать в соответствующихрайонах не менее 1/2 от требуемого стажа(специального), т. е. не менее 7 лет 6ме­сяцев.

Гражданам,подвергшимся воздействию радиациивследствие катастрофына Чернобыльской АЭС, пенсия по старостиустанав­ливается с уменьшением общегопенсионного возраста, но не бо­леечем на 10 лет.

Условия пенсионногообеспечения дифферен­цируются взависимости от времени, места, иногда- продолжи­тельности воздействиярадиации, статуса граждан, от характеравыполняемыхработ. При этом возраст выхода на пенсиюна льготныхоснованиях не может быть для мужчин -менее 50, для женщин- 45 лет (ст. ст.

30-37 Закона «О социальнойзащите граждан,подвергшихся воздействию радиациивследствие ката­строфына ЧАЭС»1).

Присуммировании стажа работы с различнымиособыми ус­ловиямитруда в соответствии со ст. 13 Законадействует сле­дующееправило: к работе, дающей право нальготную пенсию, присоединяетсяработа, дающая право на пенсию на техже или наболее льготных основаниях.

Так, к временивыполнения работ с тяжелыми условиямитруда (Список № 2) присоединяются пе­риодывыполнения с вредными условиями труда(Список № 1); к стажуработы женщин на предприятиях текстильнойпромыш­ленности присоединяется времявыполнения всех вышеперечис­ленныхработ.

качестветракториста-машиниста и ткачихи неприравнивается к работам, перечисленнымв Списках, а работа ткачихи неприрав­ниваетсяк работе в качестве тракториста-машиниста.

Источник: https://studfile.net/preview/2851900/page:8/

Пенсии по старости: функции, признаки, разновидности

Понятие пенсии в рф

Пенсия по старости — это важнейший вид пенсионного обеспечения. На выплату пенсий расходуется существенная часть средств Пенсионного Фонда.

Пенсии в качестве социального обеспечения представляют собой для многих граждан основной источник для существования.

Для лиц пожилого возраста пенсионное обеспечение играет важную роль, поэтому особо важно со стороны государства обеспечить надлежащее регулирование пенсионного обеспечения.

Замечание 1

Понятие пенсии по старости до недавнего времени правом социального обеспечения рассматривалось как понятие «пенсия по возрасту». Этот термин был более точен, так как конституционные нормы дают гарантию на социальное обеспечение в соответствии с возрастом, а не по достижении старости.

Термин «старость» можно рассматривать с позиции нескольких аспектов:

  1. с медицинской точки зрения она представляет собой состояние организма пожилых людей, которое можно характеризовать потерей способности к продолжению рода, полноценному труду, ухудшением здоровья;
  2. с юридического аспекта старость заключается в достижении возраста, который указывает закон.

Законодатель закрепил разные возрастные границы для старости. В первую очередь, классификация осуществляется в соответствии с половым признаком, когда нет речи о дискриминации, а возраст рассматривается в качестве дифференциации правового регулирования.

Вне зависимости от того, что по статистике мужчины умирают раньше, чем женщины, право на пенсию у мужского пола возникает позже.

Что касается пониженного возраст для выхода на пенсию женщин, то это связано с более сложной и напряженной жизнью, аспектами биологического характера, включая рождение и воспитание детей, большую нагрузку по ведению домашнего хозяйства и др.

В последние годы можно наблюдать общемировую тенденцию в виде установления пенсионного возраста, единого для обоих полов. В нашей стране до последнего времени был самый низкий общий пенсионный возраст.

Пример 1

Так, в Германии пенсия начинает выплачиваться с 65 лет, если человек вносил взносы в течение 5 лет, с 63 лет право на пенсию возникает при условии, если взносы вносились в течение 35 лет. В Соединенных Штатах по стандарту пенсионный возраст 65-66 лет, в Японии — с 65 лет.

Низкая граница пенсионного возраста может быть установлена для тех людей, которые осуществляют трудовую деятельность в условиях, отличных от нормальных условий. Эти граждане имеют специальный страховой стаж.

Особенности и признаки пенсии по старости

Общие признаки пенсий, которые присущи для любого вида:

  1. государственный и правовой характер;
  2. периодичность выплат;
  3. осуществление выплат из Пенсионного Фонда (федеральных бюджетов);
  4. учет социальных факторов и трудового вклада граждан;
  5. соизмеримость суммы пенсии и заработной платы.

В число специфических признаков пенсии по старости можно включить:

  1. назначается в момент достижения человеком установленного возрастного предела;
  2. предусматривает страховой стаж соответствующей длительности;
  3. включает принцип постоянства (пожизненной выплаты);
  4. выплачивается вместо заработной платы или в качестве дополнения к ней;
  5. является основным (одним из основных) источников для жизни и существования пенсионеров.

Если учесть данные признаки, то понятие пенсии по старости представляет собой гарантированную государством ежемесячную пожизненную денежную выплату. Она должна быть соразмерна прежней заработной плате, назначаться по достижении определенного возраста при условии наличия страхового стажа требуемой продолжительности. Выплата пенсии происходит вместо оплаты по труду (как дополнение к ней).

Опиши задание

Функции пенсии

Максимально полно функции пенсий по старости рассмотрел Шайхатдинов В. Ш. Она призвана исполнять функции, посредством которых воздействует на экономику, социальную область, идеологию и политику, демографию, человеческое поведение. Данное воздействие имеет комплексный характер, поэтому выделение отдельных функций можно считать условным.

Замечание 2

В первую очередь важно обратить внимание на экономическую функцию пенсии, которая включает обеспечительный и производственный аспекты.

Обеспечительный аспект заключается в том, что пенсия представляет собой основной (один из основных) источников средств для существования пожилого человека. Ее можно считать средством для удовлетворения определенных потребностей и поддержания жизни.

Производственный аспект экономической функции состоит в положительном воздействии пенсионного обеспечения на экономику. По причине многоплановости этого аспекта, его разделяют еще на несколько подфункций.

Стимулирующая подфункция состоит в механизме мотивации, которая побуждает человека выполнять работу с особыми условиями труда, получать более высокие заработки. В связи с этим, в будущем человек получает право на досрочное пенсионное обеспечение, получение пенсии в более высоком размере.

Еще одна подфункция заключается в смене трудовых поколений, что характеризуется выявлением значения пенсий в выводе из процесса производства пожилых работников и замещением их на более молодых.

Данная подфункция основана на правовых нормах, касающихся общих условий назначения пенсии, назначения льготных пенсий, досрочных пенсий безработным гражданам.

С помощью данной подфункции происходит движение персонала на предприятиях с сохранением определенной преемственности.

Производственная функция пенсии также рассматривается с позиции ее значения как средства перераспределения трудовых ресурсов, которое происходит между отраслями экономики и внутри них. Здесь речь идет о переходе сотрудников, для которых назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в те отрасли, для которых характерны более легкие и безопасные условия труда.

Социальная функция предназначена для предупреждения, смягчения или устранения негативных последствий, которые связаны с достижением человеком пенсионного возраста. В ее составе отдельно рассматриваются защитная и компенсационная подфункция. Первая из них заключается в защите пожилых работников от угрозы безработицы, бедности, заболеваний, инвалидности и др.

Замечание 3

Посредством пенсии пожилые люди могут оставлять работу, достойно существовать, удовлетворять базовые потребности, включая те, которые связаны с охраной здоровья (например, приобретение лекарственных препаратов, рациональное питание и др.).

Компенсационная подфункция состоит во взаимосвязи суммы пенсии и размера заработка работника до момента назначения пенсии, а также суммы пенсии и снижения ее реальной стоимости по причине роста цен на потребительскую продукцию и услуги.

В первой ситуации рассматривается компенсация утраченного заработка через механизм исчисления пенсии. Во второй имеют в виду индексацию пенсий.

Замечание 4

Особо выделяется компенсирующая роль пенсий по старости на работах, которые связаны с особыми условиями труда (например, работа на Крайнем Севере, работа граждан, которые подверглись воздействию радиации.

Политическая функция рассматривает пенсию в качестве важного инструмента государственной социальной политики. С ее помощью предотвращается дальнейшее снижение уровня жизни населения, улучшается материальное положение различных групп и слоев общества, снижается рост социальной напряженности в нем.

Социально-психологическая функция отражает значение пенсионного обеспечения в рамках появления у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, включая чувство социальной защищенности. Особенную роль эта функция начала играть в период проведения в нашей стране экономической реформы, предполагающей негативные последствия, которые касаются пожилых людей.

Демографическая функция заключается в воздействии данной категории на смену поколений. Посредством пенсий осуществляется относительно безболезненный переход граждан среднего поколения в категорию старшего поколения. Функция направлена на замещение пожилых сотрудников более молодыми, что существенно минимизирует противоречия поколений и гармонизирует взаимоотношения поколений в семьях.

Классификация пенсий

Классификация пенсии по старости проводится в соответствии с нормативными правовыми актами, с помощью которых происходит регулирование ее предоставления:

  1. Законом о трудовых пенсиях назначается и регулируется:
    1. трудовая пенсия по старости (понятие предусматривает использование на общих основаниях);
    2. досрочная трудовая пенсия (назначается по старости по причине особых условий труда);
    3. досрочная трудовая пенсия для граждан-работников летно-испытательного состава;
    4. досрочная трудовая пенсия для прочих категорий;
  2. Законом о занятости населения и Законом о трудовых пенсиях регулируется назначение досрочной пенсии по старости безработным лицам;
  3. Законом о гос. пенсионном обеспечении назначается и регулируется:
    1. пенсия по старости для тех граждан, которые пострадали в ходе радиационных или техногенных катастроф;
  4. социальные пенсии.

Разницу в рассмотренных видах пенсии можно отразить источником их финансирования. Так, финансирование трудовой пенсии происходит с помощью средств ПФР, пенсии пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф финансируются средствами федерального бюджета.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravo-sotsialnogo-obespechenija/pensii-po-starosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.