Понятие основные принципы и стороны социального партнерства

Социальное партнерство: понятие, принципы, формы, система

Понятие основные принципы и стороны социального партнерства

Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Посредством закрепления в законодательстве права работников на защиту своих экономических и социальных интересов через заключение коллективных договоров и социально-партнерских соглашений государство усиливает гарантии социальной защищенности работников как участников трудовых отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Система социального партнерства включает в себя следующие уровни:

– федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

– региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

– отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

– территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

– уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

– коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению;

– взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними от­ношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

– участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Закон устанавливает принципы социального партнерства (т. е. его основные руководящие начала).

Основными принципами социального партнерства являются:

– равноправие сторон;

– уважение и учет интересов сторон;

– заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

– содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

– соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

– полномочность представителей сторон;

– свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

– добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

– реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

– обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

– контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

– ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Органы социального партнерства.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договоров и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ; на территориальном уровне — соответствующие комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне образуются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут быть созданы как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ.

На уровне организации образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Коллективные договоры и соглашения: понятие, виды, содержание, порядок заключения.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем.

Коллективный договор все более явственно приобретет черты локально-правового нормативного акта, призванного тужить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Нормативные положения по сравнению с обязательственно-правовыми становятся доминирующими в его содержании.

Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии .

Оно является правовой формой социального партнерства.

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений коллективные соглашения могут быть: генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и иные.

Целью заключения генерального соглашения является установление общих принципов регулирования социально-трудовых отношений в масштабах Федерации. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). Профессиональное тарифное соглашение предусматривает нормирование оплаты и других условий труда, а также социальных гарантий и льгот для работников определенных профессий.

Территориальное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования. соглашений.

Оно состоит из условий (положений) нормативного и обязательственного характера, определяемых самими сторонами в пределах их компетенции. Будучи правовой формой социального партнерства по трудовым и социально-экономическим вопросам, соглашения не могут противоречить законодательству.

Статья 21 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. (в редакции 24 ноября 1995 г.

) предусмотрела, что соглашения, в частности, могут предусматривать положения: об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха: о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением; о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством; о содействии занятости, переобучении работников; об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве; и пр.

коллективного договора – согласованные сторонами, условия, призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Структурно указанные условия (положения) можно разделить на три вида: нормативные, обязательственные и информационные.

Нормативные условия (положения) коллективного договора — локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данной организации, либо ее производственной единицы.

Нормативные положения призваны решать три группы правовых вопросов: а) когда законодательство прямо предусмотрело колдоговорный порядок их разрешения; б) когда существует явный пробел в законодательстве, но их разрешение колдоговорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства; в) когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения).

Коллективные переговоры.

Все вопросы, возникающие между работниками и работодателем, решаются путем переговоров.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления.

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками переговоров.

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более 3 месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг акспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными иконами предусмотрено увольнение с работы.

Источник: https://studopedia.su/10_48881_sotsialnoe-partnerstvo-ponyatie-printsipi-formi-sistema.html

Тема 3. Понятие, виды и стороны социального партнерства

Понятие основные принципы и стороны социального партнерства

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 9Следующая ⇒

1.Понятие и виды социального партнёрства Задачи социального партнёрства.

2.Принципы социального партнёрства. Органы социального партнерства.

3.Стороны социального партнерства.

4.Социально-партнёрские соглашения и их виды. Порядок разработки соглашений.

5. Коллективный договор (стороны колдоговора, принципы, функции колдоговора, содержание колдоговора, порядок разработки и заключения колдоговора, контроль за исполнением к\договора, ответственность сторон).

Одним из способов разрешения социально-экономических противоречий между работодателем и рабочими по отработанной практике, служит нормативно-договорное регулирование трудовых отношений, основанное на принципе социального партнёрства.

Суть принципа – на основе учёта взаимных интересов сторон упреждать социальные конфликты, а в случае их возникновения – применять процедуры (механизмы), выработанные сторонами или установленные в законодательстве и направленные на достижения согласия.

Социальное партнёрство – это метод решения социально-экономических проблем и регулирования трудовых отношений на основе взаимных переговоров между субъектами при участи и посредничестве государства, при котором обеспечивается сотрудничество и согласование интересов путём взаимных уступок и компромиссов, т.е. в рамках социального мира.

Законодательство о социальном партнёрстве в РК определил социальное партнёрство, как систему отношений и механизмов, направленных на обеспечение согласований интересов представителями органов исполнительной власти, представителями работодателей и работников. Социальное партнёрство для Казахстана явление новое, хотя практика формирования договорных отношений в социально- экономической сфере между субъектами стала формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий.

Виды социального партнёрства В РК сформирована четырёхуровневая система социального партнёрства:

– социальное партнёрство на уровне организаций путём заключения коллективного договора;

– социальное партнёрство на региональном уровне;

– социальное партнёрство на отраслевом уровне;

– социальное партнёрство на республиканском уровне.

Они все связаны с заключением социально-партнёрских соглашений с учётом специфики отрасли, территории, предприятия.

Основной объём регулирования трудовых отношений осуществляется по соглашению сторон трудовых отношений субъектов через коллективные договора.

В число участников включается и государство, выполняющее роль посредника и функцию защитника интересов общества. Оно выполняет охранительные функции.

Оно устанавливает минимальные социальные гарантии, во-вторых, процедуру коллективно-договорного регулирования, в-третьих, устанавливает порядок предотвращения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Бипартизм – социальное партнёрство на уровне организации, где партнёрами выступают трудовой коллектив и работодатель.

Трипартизм – социальное партнёрство с трёх сторонним сотрудничеством (представителями государства, работодателей и работников).

Принципы социального партнёрства

Действие социального партнёрства непременно соответствует его принципам:

1. Принцип полномочности представителей сторон (т.е. стороны социального партнёрства могут быть представлены только уполномоченными на то органами и лицами).

2. Принцип равноправия сторон (на всех стадиях).

3. Принцип свободы выбора перечня вопросов, вносимых для обсуждения.

4. Принцип добровольности принятия обязательств и обязательности их исполнения сторонами.

5. Принцип уважения интересов сторон.

6. Принцип соблюдения сторонами законодательства, международных договоров и обязательств РК. (соблюдать нормы, регламентирующие социально-партнёрские отношения).

7. Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине принятых обязательств.

Социально-партнёрские соглашения

Это правовой акт, заключённый между социальными партнёрами, определяющий содержание и обязательства сторон по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников на республиканском, отраслевом и региональном уровнях.

Виды соглашений

1. Генеральное соглашение – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально- трудовых и связанных с ними экономических отношений в Республике в целом. Поэтому положения генерального соглашения обязательно учитываются при заключении соглашений на более низких уровнях: региональных, отраслевых и коллективных договоров.

Существует Генеральное соглашение между Правительством РК, республиканским объединением профсоюзов и республиканским объединением работодателей.

2. Отраслевое соглашение заключается в конкретной отрасли между соответствующими исполнительными органами и уполномоченными представителями работодателей и работников, представляет собой правовой акт в виде письменного договора, определяющего нормы оплаты и другие вопросы, связанные с трудом, обязательства сторон, социальные гарантии и льготы.

3. Региональное (областное, городское, районное) соглашение заключается на указанном уровне между местными исполнительными органами, объединениями работодателей, работников и представляет собой правовой акт в виде письменного договора, аналогичный по содержанию отраслевому договору, с учётом природно-климатических особенностей региона.

Порядок разработки соглашений

Инициатором может выступать любой из социальных партнёров. Стороны, получившие письменные предложения о начале проведения переговоров обязаны в течение 10 дней рассмотреть их приступить к переговорам. Работает для этих целей комиссия, которая занимается разработкой, согласованием мероприятий.

Подписанное соглашение является моментом вступления его в силу.

Если какие-то пункты не урегулированы, то составляется протокол разногласий, и дополнительно на переговорах вносятся окончательные формулировки предложений сторон.

Отраслевые и региональные соглашения регистрируются в республиканской комиссии в течении 7 дней со дня их подписания сторонами.

Соглашения обязательно должны включать в себя положения о сроке действия, о порядке внесения изменений и дополнений, об ответственности сторон за невыполнение обязательств.

Срок действия соглашения не может превышать три года.

Общие вопросы по разработке, заключению и выполнению коллективных договоров, ведения переговоров, и другие вопросы определяет Трудовой кодекс РК.

Положения Трудового кодекса РК распространяются на все организации всех форм собственности и родов деятельности.

Коллективный договор служит средством согласования интересов сторон – работодателя и трудового коллектива, заключает, с одной стороны, обязательства собственника по решению трудовых и социально-экономических вопросов трудового коллектива, его членов и их семей, с другой стороны – обязательства трудового коллектива по обеспечению прав и интересов собственника.

Коллективный договор заключается исходя их принципов:

Социального партнёрства, взаимного доверия и уважения, разграничения прав и обязанностей сторон, широкого участия членов трудового коллектива в разработке условий договора, равноправия сторон в разработке условий договора, учёта реальных возможностей материального, производственного и финансового обеспечения, соблюдения законных прав и интересов, контроля и ответственности сторон за выполнение обязательств по договору.

коллективного договора

Правом самостоятельно определять, содержание коллективного договора наделены работники и работодатели в лице двухсторонней комиссии.

Под содержанием коллективного договора понимаются условия, согласованные и принятые сторонами с целью регулирования социально-экономических и трудовых отношений на конкретном предприятии.

Он должен содержать основные положения по вопросам труда и зарплаты, рабочее время, время отдыха, материального стимулирования, охраны труда, размеры компенсации доходов работников, связанных с ростом цен на товары и услуги, меры защиты на случай временной приостановки производства, размеры пособий по безработице, помощь пенсионерам, инвалидам, многодетным и неполным семьям, условия труда и быта, страхование, вопросы развития производства, соблюдение дисциплины труда и другие вопросы.

Структура коллективного договора включает как правило следующие разделы:

– общие положения;

– права и обязанности сторон;

– занятость работников;

– режим рабочего времени;

– время отдыха;

– оплата труда;

– льготы и компенсации;

– социальные гарантии;

– охрана труда и улучшение условий труда;

– гарантии деятельности профкома;

– ответственность сторон.

Порядок заключения коллективного договора

В работе над проектом коллективного договора могут участвовать коллектив, профсоюзная организация, другие общественные объединения созданные в этом коллективе.

Любая из сторон коллективного договора вправе внести письменное уведомление другой стороне о начале переговоров.

Отказ сторон от ведения переговоров, разработки и подписания его не допускается.

Для ведения, переговоров образуется комиссия, корой стороны должны представить информацию, Сведения, полученные комиссией, не должны быть разглашены, особенно тайны государственные, служебные или коммерческие.

Результатом переговоров является проект коллективного договора, который должен пройти обсуждение в трудовом коллективе.

После поправок, дополнений доработанный комиссией проект утверждается на общем собрании (конференции) трудового коллектива и подписывается полномочными представителями сторон. Он вступает в силу со дня, установленного в нём.

Срок действия договора устанавливается сторонами на год

– краткосрочный или на несколько лет – долгосрочный.

Условия коллективного договора распространяются на всех членов трудового коллектива, включая вновь принятых на работу.

При смене руководителя предприятия, смены собственника коллективный договор остаётся в силе и действует до принятия нового.

При ликвидации организации коллективный договор действует в течение всего срока ликвидации.

Наряду с контрактом, важным средством обеспечения исполнения коллективного договора является установление ответственности сторон за нарушение его условий (административная, дисциплинарная, уголовная).

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 518; Нарушение авторских прав

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Источник: https://lektsii.com/1-126368.html

Что такое социальное партнерство – Статьи газеты «Солидарность»

Понятие основные принципы и стороны социального партнерства

Заключительная глава книги Елены Косаковской раскрывает тему социального партнерства. Сначала основное: что это за партнерство, на каких принципах основано, кто и на каких уровнях в нем участвует.

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 2019

Понятие “социальное партнерство” (II раздел ТК РФ)

Социальное партнерство в сфере труда – система отношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Принципы социального партнерства

Одна из основных задач трудового законодательства – создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства (ст. 1 ТК РФ).

Среди основных принципов правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений (далее – трудовые отношения) есть такие (ст.

2 ТК РФ): обеспечение права работников участвовать в управлении организацией; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений; социальное партнерство, включающее право работников, работодателей, их объединений участвовать в договорном регулировании трудовых отношений.

Из системы норм статей 1, 2, 23 ТК РФ следует, что соцпартнерству как инструменту согласования интересов сторон государство отводит ключевую роль. Об этом свидетельствуют и основные принципы соцпартнерства, а именно (ст. 24 ТК РФ):

– равноправие, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность в участии в договорных отношениях;

– содействие государства в укреплении и развитии соцпартнерства на демократической основе;

– соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и НПА, содержащих нормы трудового права;

– полномочность представителей сторон;

– свобода выбора при обсуждении вопросов в сфере труда;

– реальность обязательств и добровольность их принятия;

– обязательность выполнения колдоговоров, соглашений, контроль за их выполнением;

– ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине колдоговоров, соглашений.

Стороны и представители социального партнерства

Для согласования интересов стороны соцпартнерства – работники и работодатели – уполномочивают своих представителей в установленном ТК РФ порядке (ст. 25 ТК РФ).

Органы власти и органы местного самоуправления являются сторонами соцпартнерства, когда выступают работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Работников в соцпартнерстве представляют профсоюзы, их объединения, иные профорганизации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или избираемые работниками представители в предусмотренных ТК РФ случаях (ст. 29 ТК РФ).

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, контроле его выполнения, реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем – представляют первичная профорганизация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений и разрешении связанных с этим коллективных трудовых споров, контроле выполнения соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов, объединения их территориальных организаций.

Интересы работодателя (ст.

33 ТК РФ) в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работодателей в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – представляют соответствующие объединения работодателей.

Если отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей отсутствует на всех уровнях соцпартнерства, то эти полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей – при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным ФЗ для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Представителями работодателей – организаций, функции учредителей которых выполняют органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления, при коллективных переговорах, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, контроле за выполнением соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – также являются соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Уровни социального партнерства

Стороны соцпартнерства имеют право согласовывать свои интересы на разных уровнях (ст. 26 ТК РФ).

Уровни, на которых устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда: федеральный; межрегиональный – в двух и больше субъектах РФ; региональный – в субъекте РФ; отраслевой – в отрасли (отраслях); территориальный – в муниципальном образовании. Обязательства работников и работодателя в сфере труда устанавливаются на локальном уровне.

Органы социального партнерства

В главе 5 ТК РФ предусмотрено образование органов соцпартнерства по решению работников и работодателей (их представителей). Эти органы должны обеспечивать:

– регулирование социально-трудовых отношений,

– ведение коллективных переговоров и подготовку проектов колдоговоров, соглашений,

– заключение колдоговоров, соглашений,

– организацию контроля за выполнением колдоговоров, соглашений на всех уровнях социального партнерства.

Такими органами являются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ).

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Она работает в соответствии с ФЗ от 01.05.

1999 № 92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”.

Членами РТК являются по 30 представителей сторон – общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-38.html

Социальное партнерство: понятие, стороны, система и формы

Понятие основные принципы и стороны социального партнерства

Для обозначения системы взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования их интересов в сфере труда, в российском законодательстве применяется термин «социальное партнерство».

В условиях глобализации социальное партнерство получает все более широкое распространение, выступая как взаимодействие государства, бизнеса и общества.

Специфика развития трудовых отношений в современной России выдвигает необходимость более эффективного использования возможностей социального партнерства в сфере дальнейшего совершенствования регулирования социально-трудовых отношений.

Впервые понятие социального партнерства появилось в Конвенции МОТ № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров» в 1949 году, в которой указывалось о поощрении и содействии полному развитию и применению процедуры ведения коллективных переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, в целях регулирования условий труда посредством заключения коллективных договоров.

Данному вопросу посвящены также Конвенция № 154 МОТ «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.) и сопровождающая ее Рекомендации № 163.

Социальное партнерство рассматривается исследователями в качестве метода трудового права (Лушникова М.В.) или его элемента (Бондаренко Э.Н.), принципа трудового права (Гонцов Н.И.), системы мероприятий (Акопова Е.М. и Еремина С.Н.

), системы взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающуюся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений (Снигирева И.О.

), формы организации взаимодействия работодателей, работников и государства (Чуча С.Ю., Головина С.Ю.).

Необходимо отметить, что приведенный перечень подходов к определению сущности социального партнерства не является исчерпывающим.

Социальное партнерство – сложная правовая и социальная категория. Оно представляет собой, с одной стороны, систему взаимоотношений (сотрудничества, диалога) работников, работодателей и государства, с другой стороны – принципы такого сотрудничества.

ТК РФ (ст.

23) определяет социальное партнерство в сфере труда как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Такое понятие «социальное партнерство» основано на принципе трипартизма (трехсторонности), что соответствует международно-правовому регулированию труда.

В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают, как правило, в роли посредников, однако в некоторых случаях могут быть и стороной: а) когда они выступают в качестве работодателей в отношениях с работающими в них государственными и муниципальными служащими, для которых они являются работодателями и б) в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством в соответствии со статьей 34 ТК РФ.

Социальное партнерство может строиться на основе принципа бипартизма – связей традиционных социальных партнеров (профсоюзов, трудовых коллективов, с одной стороны, и работодателей – с другой) и трипартизма, согласно которому к названным субъектам присоединяются государство или органы местного самоуправления. Соответственно можно выделить два вида партнерства: двухстороннее и трехстороннее сотрудничество.

Систему социального партнерствасоставляют пять следующих уровней (ст. 26 ТК РФ).

Законодатель поощряет любое расширение социального партнерства, и приведенные уровне, не являются ни обязательными, ни исчерпывающими. По сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.

На федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения. В настоящее время действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 – 2013 годы от 29 декабря 2010 года[95].

На межрегиональном уровне (два или более субъектов РФ) – межрегиональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

На региональном уровне (уровень субъекта РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения. В Москве действует Московское трехстороннее соглашение на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.

На территориальном уровне (на уровне муниципального образования) – территориальное соглашение.

В рамках организации либо у работодателя – индивидуального предпринимателя (локальный уровень) заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства работников и работодателя.

Формами социального партнерстваявляются следующие (ст. 27 ТК РФ):

– консультации представителей работников, работодателей и государства по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства (консультации по вопросам социально-экономической политики) и заключения соглашений по вопросам социально-трудовых отношений;

– коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров в организации;

– участие работников, их представителей в управлении организацией;

– участие представителей работников и работодателей в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

Одной из форм социального партнерства можно считать принятие решения работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представительного органа работников и согласование своих решений.

Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленный в ст. 2 ТК РФ, а также основным правом работников (ст. 21 ТК РФ). Данная форма социального партнерства раскрывается в ст.ст. 52, 53 ТК РФ (ст. 2, 21, 52, 53 ТК РФ).

К формам социального партнерства относится также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров, когда работник за разрешением индивидуального трудового спора обращается в комиссию по трудовым спорам. В порядке формирования КТС на паритетных началах в соответствии со статьей 384 ТК РФ проявляются основные принципы социального партнерства (ст. 384 ТК РФ).

В современный период времени повышается роль и значение социального партнерства, происходит расширение правовой базы.

В ЕврАзЭС принят Типовой проект законодательного акта «О социальном партнерстве» (2005 г.), в СНГ – Модельный закон «О социальном партнерстве» (2006 г.), а в России основные положения о социальном партнерстве получили специальное правовое закрепление в Трудовом кодексе РФ, в Федеральном законе от 12 января 1996 г.

№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп.), в том числе в специальных законах о социальном партнерстве, принятых в субъектах Российской Федерации: Законе г. Москвы от 11 ноября 2009 г. № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве», Законе Санкт-Петербурга от 10.10.

2011 № 577-114 «О социальном партнерстве в сфере труда в Санкт-Петербурге» и др.

Таким образом, социальное партнерство является самостоятельным институтом трудового права.



Источник: https://infopedia.su/14x2716.html

Социальное партнерство: понятие, формы, принципы, развитие

Понятие основные принципы и стороны социального партнерства

  • 13 Октября, 2018
  • Термины
  • Ольга Ивановна

Трудовые отношения – это сложная система взаимодействий и взаимных влияний, которая требует непрерывного регулирования.

Именно это является целью существования социального партнерства.

Его участниками являются не только работники и работодатели, но также представители государственной и муниципальной власти, и общественных организаций.

Определение

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между наемными работниками (ли их представителями), работодателями (или их представителями), представителями органов государственной и муниципальной власти. Целью является учет и согласование интересов всех сторон трудового процесса в сфере регулирования трудовых отношений идругих сопутствующих вопросов.

Интересно, что у экспертов до сих пор не сложилось однозначного мнения относительно определения социального партнерства. Наибольшее часто встречаются такие основные версии:

  • специфический тип общественных взаимоотношений между социальными группами, структурами, классами, общностями;
  • механизм регулирования взаимоотношений между трудящимися, руководителями предприятий и органами власти;
  • социально-трудовые отношения, обеспечивающие равноправное сотрудничество трудящихся и работодателей с целью соблюдения их ключевых интересов.

Представители сторон

В вопросах улучшения условий и увеличения производительности труда социальное партнерство является мощным механизмом. В процессе переговоров интересы сторон представляют полномочные представители. Со стороны работников таковыми могут быть:

  • профсоюзы;
  • объединения профсоюзов;
  • профкомы;
  • лица или организации, выбранные работниками в соответствии с положениями законодательства о труде.

Представителями работодателя могут быть:

  • руководитель предприятия;
  • лица, уполномоченные руководителем предприятия.

Принципы

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между наемными работниками, работодателями и представителями органов власти на различных уровнях. Она функционирует на основе следующих принципов:

  • Равноправие сторон – каждый из участников партнерства в равной степени имеет право выступать в роли инициатора переговоров. Гарантируемые равные права на соблюдение интересов, не противоречащих закону.

  • Уважение интересов – в ходе переговоров должны быть приняты во внимание и соблюдены интересы всех сторон. Но учитывая, что интересы работников и работодателей, как правило, расходятся, задача партнерства – привести их к гармоничному равновесному состоянию. При этом у работников есть приоритетное право выдвигать волнующие вопросы на рассмотрение.

  • Заинтересованность в договорных отношениях – ряд вопросов, не имеющих четкой трактовки в законодательстве, остается на усмотрение сторон, которые должны прийти к “общему знаменателю”.

  • Государственное содействие – создание специальных органов, обеспечивающих урегулирование споров и выполнение договоренностей.

  • Соблюдение трудового законодательства – каждая из сторон, выдвигая те или иные требования, должна руководствоваться нормативно-правовыми актами.

  • Полномочность представителей – представители каждой из сторон на переговорах должны быть утверждены документально, а их полномочия – подтверждены соответствующим приказом.

  • Свобода выбора вопросов – представители не ограничены перечнем вопросов, представленных в Трудовом Кодексе, а могут предлагать собственные.

  • Добровольность – стороны принимают на себя обязательства исключительно по собственной воле, а не под принуждением или давлением.

  • Реальность – принимаемые решения и возложенные обязательства должны быть выполнимыми.

  • Обязательность – решения, обозначенные в коллективных договорах, обязательны к исполнению всеми сторонами.

  • Контроль – специально созданные надзорные органы должны следить за воплощением в жизнь достигнутых договоренностей.

  • Ответственность – за невыполнение сформулированных в ходе переговоров положений договоренности предусмотрена административная ответственность.

Функции

В социальной сфере социальное партнерство выполняет две основные группы функций. А именно:

  • Прямые – направлены на установление и поддержание социального мира и равновесия в обществе.
  • Косвенные – воздействие на формирование общества и экономики.

Основные формы

Можно выделить такие основные формы социального партнерства:

  • Коллективные переговоры. Подразумевают разработку проектов коллективных договоров, а также поиск точек соприкосновения по ключевым спорным моментам соглашения.
  • Взаимные консультации. Подразумевают переговоры по урегулированию спорных вопросов, связанных с трудовыми отношениями, обеспечением прав и гарантий работников, несовершенством законодательной базы.
  • Непосредственное участие наемных работников или их представителей в управлении организацией (присутствие на совещаниях руководителей, внесение замечаний и предложений).
  • Участие работников (или их представителей) и работодателей (или их представителей) в досудебном решении споров, связанных с трудовым процессом.

Коллективные переговоры

Одна из форм социального партнерства – это коллективные переговоры. Это процедура, в ходе которой представители работников и работодателей решают вопросы относительно подготовки и заключения коллективного договора, а также внесения изменений в данный документ.

Начало переговоров инициируется одной из сторон, которая в письменной форме уведомляет вторую сторону о своем намерении.

Далее стороны коллегиально определяют место и время проведения переговоров, а также повестку.

В том случае, если представитель работодателя отказывается от участия в переговорах или систематически уклоняется от этой обязанности, представитель работников имеет право начать трудовой спор.

В процессе ведения коллективных переговоров стороны выступают в роли равноправных партнеров, которые свободны в выборе обсуждаемых вопросов и внесении предложений по решению проблем. Если возникают непримиримые разногласия, составляется соответствующий протокол, над которым начинает работу примирительная комиссия.

Участие работников в управлении организацией

Социальные партнеры (представители работников, работодателей и государства) выступают в роли равноправных сторон процесса регулирования трудовых вопросов. Яркой иллюстрацией этого явления является участие работников в управлении организацией. Оно осуществляется в таких основных формах:

  • учет мнения работников по принципиальным вопросам, обозначенным в Трудовом кодексе и коллективном договоре;
  • проведение консультаций с работодателем по вопросам принятия внутренних актов, непосредственно касающихся соблюдения норм трудового права;
  • получение информации по принципиальным вопросам, которые касаются непосредственно интересов работников;
  • коллегиальное обсуждение с работодателем вопросов совершенствования работы организации;
  • участие в разработке шаблона коллективного договора.

Коллективный договор

Основной локальный документ, регулирующий отношения сторон социального партнерства – это коллективный договор. В ст. 41 Трудового кодекса РФ приведен базовый (но не исчерпывающий) перечень вопросов, которые освящаются в данном документе:

  • размеры и формы оплаты труда наемных работников;
  • особенности выплаты компенсаций и пособий;
  • механизм корректировки размера заработной платы в соответствии с уровнем инфляции и выполнением запланированных показателей;
  • прием, высвобождение и переобучение работников;
  • соотношение времени труда и отдыха;
  • вопросы предоставления отпусков и определения их продолжительности;
  • улучшение условий труда (в частности, женщин и молодежи);
  • соблюдение интересов работников в ходе приватизации имущества;
  • обеспечение безопасности труда и охрана здоровья работников;
  • вопросы организации и оплаты питания;
  • оздоровление работников и членов их семей;
  • порядок контроля за выполнением коллективного договора.

Уровни

Социальное партнерство осуществляется на пяти уровнях. А именно:

  • федеральный – установление основ трудовых отношений в рамках государства;
  • региональный – установление основ трудовых отношений в пределах субъектов РФ;
  • отраслевой – установление основ трудовых отношений в пределах одной или нескольких отраслей;
  • территориальный – установление основ трудовых отношений на муниципальном уровне;
  • организационный – установление основ трудовых отношений в рамках конкретной организации.

Органы партнерства

Органы социального партнерства – это комиссии, которые регулируют социально-трудовые отношения на всех уровнях. В и состав на равных условиях входят представители всех сторон партнерства (то есть, работников, работодателей и государственных органов).

На государственном уровне создана Российская трехсторонняя комиссия, которая действует на постоянной основе. Ее членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители правительства. Деятельность комиссии регулируется соответствующим законом, который был принят в 1999 году.

На региональном уровне создаются трехсторонние комиссии, которые действуют в соответствии с общероссийским законодательством, а также местными нормативно-правовыми актами.

Территориальные комиссии осуществляют свою деятельность в рамках городов ли районов. Помимо общероссийского и регионального законодательства, их деятельность также регулируется положениями, принятыми органами местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут существовать как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Их основное предназначение – подготовка и заключение отраслевых соглашений.

Международный опыт

Информация о том, что такое социальное партнерство, а также практика его ведения пришли из индустриально развитых стран. За границей оно осуществляется в таких формах:

  • В Австрии, Швеции, Германии, Японии, Нидерландах и Швейцарии получила распространение корпоративистская система. Она подразумевает использование процедур, механизмов и органов (например, комитетов и консультативных советов) на разных уровнях.

  • В США, Канаде и Великобритании распространена плюралистическая система. Она подразумевает согласование спорных вопросов на общем общественном уровне посредством политического процесса (профсоюзы, партии, парламент). Также поощряется развитие сотрудничества работников и работодателей внутри компаний.

Состояние вопроса в России

В России социальное партнерство является трипартистским (подразумевает три участника – работник, работодатель и государство). Можно сказать, что на данный момент оно находится на стадии развития и пока не функционирует в полной мере.

В частности, не проработаны и не запущены механизмы, посредством которых могли бы реализовываться принятые решения. Тем не менее в некоторых отраслях отмечается значительный прогресс.

Например, тарифные соглашения в угедобывающей отрасли привели к росту производства и улучшению материального положения рабочих.

По мнению исследователей, для активного развития социального партнерства необходимы разработка и внедрение системы государственной пропаганды. Она может реализовываться посредством социальной рекламы, интернет-сайтов, разъяснительных работ, семинаров, конференций и круглых столов. Важно достичь общей заинтересованности сторон в сотрудничестве.

Заключение

Развитая система социального партнерства является одним из основных признаков стабильного демократического общества. Это является неким мультипликатором уровня социальной, политической, экономической и нравственной зрелости социума.

Несмотря на то что в отечественной практике присутствует достаточно внушительная законодательная база в отношении социального партнерства, на деле данная система пока не получила серьезного развития.

Это обозначает приоритетные направления работы в области трудового законодательства, которое должно быть направлено на ужесточение санкций за неисполнение обязательств по коллективным договорам и нежелание сторон принимать участие в переговорах по существенным вопросам.

Источник: https://fin-az.ru/424742a-sotsialnoe-partnerstvo-ponyatie-formyi-printsipyi-razvitie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.