Понятие и классификация пенсий

Понятие пенсии. Критерии классификации пенсий на виды. Виды пенсий. Право на одновременное получение двух пенсий

Понятие и классификация пенсий

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 40Следующая ⇒

Пенсия — это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца. Ее размер определяется, как правило, на основе заработка.

В настоящее время Пенсионный Фонд РФ функционирует на правах самостоятельного внебюджетного фонда, который занимается сбором обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан и выплатой из собранных средств пенсий пенсионерам. Начисление пенсий осуществлялось по старой системе, а настоящее реформирование системы пенсионного обеспечения началось в 2002 году после принятия пакета законов, раскрывающих смысл пенсии в новых условиях.

(5) Федеральный закон N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(6) Федеральный закон N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(7) Федеральный закон N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года

О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виды пенсий

Государственная пенсия

Трудовая пенсия

Социальная пенсия

ФЗ о государственных пенсиях в Статье 2 дает определение понятию «пенсия за выслугу лет» для государственных служащих:

пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;

Этим же законом предусматривается выплата социальной пенсии определенным категориям нетрудоспособных граждан.

Понятие социальной пенсии не раскрывается, но социальная сущность пенсии раскрывается как пособие от государства тем гражданам России, которые по каким-то причинам не могут претендовать на государственную или трудовую пенсию. Статья 11 определяется круг физических лиц, для которых существуют следующие виды социальной пенсии:

социальная пенсия по инвалидности;

социальная пенсия по случаю потери кормильца;

социальная пенсия по старости (для мужчин, достигших 65 лет, и женщин, достигших 60 лет).

Однако основным для остальных граждан (не работающих на государство) является закон о пенсии в России N 173-ФЗ, в котором раскрывается определение трудовой пенсии:

трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

Однако все эти определения и схемы накопления средств и начисления пенсий имеют больше теоретический смысл и их значение не так велико для граждан России, как положения закона № 167–ФЗ, которые разделили всех застрахованных лиц на 3 состава по возрастной категории.

Федеральный закон N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» предписывает разные условия получения пенсии:

Мужчины до 1952 года рождения и Женщины до 1957 года рождения не будут участвовать в реформе пенсионного обеспечения, что предполагает перечисление 20% от их заработной платы полностью на страховую часть.

С 2005 года к предыдущей категории были присоединены: Мужчины с 1953 по 1966 гг. рождения и Женщины с 1958 по 1966 гг.

рождения, для которых 3 года существовала накопительная часть пенсии (НЧ формировалась в течение 2002, 2003 и 2004 гг. – 2% от заработной платы ежегодно, 12% – на страховую часть, 6% – на базовую часть).

Сегодня эти застрахованные лица платят все 20% заработной платы только на страховую часть.

Мужчины и Женщины 1967 года рождения и моложе, которые будут участвовать в пенсионной реформе, что для них означает выплату: на страховую часть 12% от заработной платы ежегодно, 2% – на накопительную часть пенсии, 6% – на базовую часть).

Для первым двух категорий застрахованных физических лиц размер пенсии при начислении будет учитывать размер заработной платы в советское время.

Последняя категория будет участвовать в реформе и размер их пенсий будет зависеть от их отчислений из своих зарплат и страховых выплат работодателей. Пенсия последней категории застрахованных будет состоять из страховой части, за которую отвечает государство и накопительной, размер которой определяет управляющая компания того фонда, куда гражданин передаст свои накопления.

Кроме основных законов пенсионное право включает еще несколько законов:

(8) Федеральный закон N 111-ФЗ от 24 июля 2002 года

ОБ ИНВЕСТИРОВАНИИ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(9) Федеральный закон N 21-ФЗ от 6 марта 2001 года

О ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ НА ПОСТОЯННОЕ

ЖИТЕЛЬСТВО ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кроме государственной, трудовой и социальной пенсии физические лица на территории России могут получать и другие пенсии, которые формируются за счет страхования в негосударственных пенсионных фондах (НПФ).

В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на одновременное получение двух пенсий предоставляется: гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы; участникам Великой Отечественной войны; родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий); вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак; нетрудоспособным членам семьи граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Date: 2015-08-24; view: 1680; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/5-20570.html

Понятие пенсий и их классификация. Право выбора пенсии

Понятие и классификация пенсий

⇐ Предыдущая27282930313233343536Следующая ⇒

Пенсионная система как правовое понятие — комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений.

Первая группа — это отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании.

Вторая группа — отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения.

Третья группа — отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения. В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм — пенсионное право — занимает центральное место.

Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования — пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения — пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий.

К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них — назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты, повышение и адаптация пенсионных выплат.

Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

В нормативных правовых актах, в том числе в Законе 1990 г., не содержится определения пенсии. Однако значение этого слова хорошо известно каждому. Слово pensio (лат.) означает платеж. Но это не всякий платеж, а платеж гражданину, т. е.

физическому лицу, в связи с наступлением определенных обстоятельств в жизни — достижения соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью.

Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств.

Ряд ученых полагает, что каждое из указанных обстоятельств является основным, центральным или «собственным юридическим фактом» в юридическом составе, а все остальные относятся к юридически значимым обстоятельствам[139].

Для возникновения пенсионного правоотношения необходим полный юридический состав — наличие всех юридических фактов. При отсутствии хотя бы одного из них пенсионное отношение не может возникнуть.

Однако вполне очевидно, что именно с перечисленными жизненными обстоятельствами связана сама необходимость правового регулирования, что они являются как бы юридической основой в фактическом составе. В Законе 1990 г.

эти обстоятельства не случайно названы «основаниями для пенсионного обеспечения» (ст. 2). Первые три основания указаны в Конституции Российской Федерации (ст. 39).

Размер пенсии определяется, как правило, на основе заработка и рассчитывается на месяц.

В связи с этим можно дать следующее определение пенсии.

Пенсия — это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца. Ее размер определяется, как правило, на основе заработка.

Государственной пенсиейпризнается пенсия, установленная государством. В Конституции РФ указано, что «государственные пенсии… устанавливаются законом» (п. 2 ст. 39). Однако в нашей стране пенсии для некоторых категорий граждан установлены не законом, а указом Президента, постановлением Правительства. Это нарушение основного закона страны.

В России есть и негосударственные пенсии.Они введены соответствующими пенсионными фондами, средства которых образуются за счет добровольных взносов организаций и граждан.

В последнее время некоторые выплаты, установленные государством, именуются не пенсиями, а иначе: ежемесячным пожизненным денежным содержанием (для судей), доплатой к государственной пенсии (для государственных служащих) и т. д.

Сущность подобных выплат от этого не меняется, они являются пенсионными выплатами.

Другое же название дается им с целью обойти указанное выше требование Конституции РФ, в силу которого пенсии устанавливаются только законом.

Особо следует отметить принятую впервые в нашей стране и содержащуюся в Законе 1990 г. классификацию пенсий,основывающуюся на труде и иной общественно полезной деятельности.

Это подразделение всех пенсий на трудовые, т. е. заработанные трудом, и нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом.

К последним относятся лишь социальные пенсии, все остальные — трудовые, заработанные пенсии.

Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления — по жизненным обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам.

Например, выделяются трудовые пенсии, выплачиваемые за счет собственных средств Пенсионного фонда России (его средства образуются в основном за счет пенсионных страховых взносов, они обособлены и не входят в состав государственного бюджета) и за счет ассигнований из государственного бюджета[140].

К первым относятся все виды пенсий, установленные для тех, кто в период трудовой деятельности подлежит обязательному (государственному) пенсионному страхованию (наемные работники и отдельные категории других работающих граждан), ко вторым — все виды пенсий, установленные для тех граждан, которые выполняют определенную работу, но не подлежат в этот период обязательному (государственному) пенсионному страхованию (военнослужащие различного состава, в том числе кадрового; граждане, проходящие службу в органах внутренних дел, и некоторые другие).

Вполне закономерна классификация пенсий по контингенту их получателей и по нормативным актам, на основании которых они назначены: пенсии для тех, кто трудился с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии для судей, государственных служащих, кадровых военнослужащих, военнослужащих срочной службы, инвалидов вследствие военной травмы, депутатов и т. д.

; пенсии по Закону «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Закону «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Закону «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Закону «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», по Указу Президента РФ «О некоторых социальных гарантиях для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих», по Постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации «Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов» и т. д.

По долголетней традиции, сложившейся в нашей стране, не допускалась возможность получения двух пенсий,даже если одна из них была заработана за службу в международных организациях. «Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору», — так указывалось в ст.

3 Закона «О государственных пенсиях в СССР» (1956 г.). То же правило содержалось и в последнем союзном законе «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», принятом в мае 1990 г. (этот закон в полном объеме так и не вступил в силу).

В нем предоставлялось право выбора одной из государственных пенсий, на которые одновременно имели право граждане (ст. 6).

[attention type=yellow]
Российский пенсионный закон 1990 г. сохранил общее правило о том, что гражданам, имеющим право на различные государственные пенсии, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору (ст. 5). Обычно граждане выбирают ту пенсию, размер которой выше.
[/attention]

Ситуации, когда граждане имеют право на две и более государственные пенсии, не так уж редки. Например, инвалид, в том числе с детства, достигнув пенсионного возраста, зачастую приобретает право на пенсию по старости, если он трудился в период инвалидности.

В то же время пенсионер по старости в случае признания его инвалидом приобретает право на пенсию по инвалидности. Тот, кто получал пенсию за выслугу лет, может по достижении пенсионного возраста перейти на пенсию по старости и т. д. Данное общее правило касается лишь государственных пенсий.

Следовательно, вполне возможно получать, например, государственную пенсию по старости и, помимо нее, иную пенсию по старости или по инвалидности за счет негосударственного пенсионного фонда.

Российский пенсионный закон 1990 г. предусмотрел исключения из общего правила, предусмотренного в ст. 5, для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы: им предоставляется право получать две пенсии — пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности.

Причина такого исключения состоит в том, что в данных случаях налицо совершенно различные основания для пенсионного обеспечения — военная травма, полученная при защите Родины, исполнении иных обязанностей военной службы, приведшая к инвалидности, и многолетний труд, который определяет право на пенсию по достижении соответствующего пенсионного возраста.

В дальнейшем, в 1995 г.

, право получать две пенсии было предоставлено участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением случаев наступления инвалидности вследствие противоправных действий).

Им также могут устанавливаться пенсии по старости (за выслугу лет) и по инвалидности. На практике большинство участников этой войны (1941—1945 гг.) признаны инвалидами и получают две пенсии (возраст самого молодого участника войны 75 лет).

В данном случае решение продиктовано необходимостью за счет второй пенсии несколько повысить общий уровень пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны, которые хотя и не пострадали вследствие военной травмы, но все же являются инвалидами и пожилыми людьми.

Право получать две пенсии предоставляется, кроме того, родителям и вдовам погибших (умерших) военнослужащих. Эти правила несколько изменились. В настоящее время они следующие.

Право на получение двух пенсий по Закону 1990 г. предоставляется:

вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак (им могут устанавливаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия) и пенсия по случаю потери кормильца — за погибшего мужа);

родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий (им могут устанавливаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия) и пенсия по случаю потери кормильца). При этом пенсия по случаю потери кормильца устанавливается каждому из родителей погибшего (умершего) военнослужащего.

Две пенсии устанавливаются также в соответствии с Законом 1993 г.

Кому? Женам военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны (они имеют, как правило, право на получение пенсии по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии) и родителям военнослужащих, погибших (умерших) вследствие военной травмы (им могут назначаться пенсия по старости (по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия) в соответствии с Законом 1990 г. и пенсия по случаю потери кормильца по Закону 1993 г.).

Для родителей и вдов указанных военнослужащих предусмотрены также некоторые другие льготы, касающиеся условий и норм их пенсионного обеспечения.

Право получать две пенсии по различным основаниям широко распространено во многих других странах, в частности в странах антигитлеровской коалиции, участвовавших §о Второй мировой войне (Англия, США и др.).

Контрольные вопросы:

1.Какие две пенсионные системы выделяются в России в зависимости от источников средств, за счет которых выплачивается пенсия?

2.Каковы причины, побудившие Россию заново сформировать свою
пенсионную систему?

3. Каковы основные идеи, определившие содержание российского пенсионного Закона 1990 г.?

4.Каково значение относительного и абсолютного уровня пенсионного обеспечения? Как они определяются?

5.Каковы причины девальвации российской пенсионной системы в последние годы и способы, которые использовались для этого властными
структурами?

6.Дайте понятие пенсии.

7.Назовите критерии, определяющие классификацию пенсий.

8.В чем состоит право выбора пенсии? Кому и при каких условиях по
российскому законодательству предоставлено право получать две государственные пенсии?

⇐ Предыдущая27282930313233343536Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 645 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/8-36879.html

Общее понятие и виды пенсий

Понятие и классификация пенсий

Современное пенсионное обеспечение в России представляет собой комплексное правовое образование. Совокупность ее норм регулирует три различные по характеру группы общественных отношений.

В первую группу входят отношения по формированию соответствующих денежных средств, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании.

Вторую группу составляют отношения по материальному обеспечению граждан пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, и есть пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения.

Третья группа — это отношения по управлению и организации пенсионного обеспе­чения, регулируемые административным правом.

Пенсионное право может вполне рассматриваться как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный предмет правового регулирования — пенсионные отношения и обширный массив нормативных право­вых предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, которые регулируют связанные между собой однотипные пенсионные отношения (по поводу пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии).

В пенсионном законодательстве нет общего понятия пенсии, так как отсутствует кодифицированный акт, который регулировал бы все пенсионные отношения. Признаки пенсии выводятся из ее определений, которые содержатся в разных пенсионных актах.

Анализ их норм выявляет главные признаки, характеризующие пенсии, как-то: наступление определенных жизненных обстоятельств — достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца, длительная профессиональная деятельность.

Они выступают в качестве юридического факта (в сложном составе с другими фактами), с которым возникает (или может возникнуть) право на пенсию.

Размер пенсии рассчитывается из суммы страховых взносов, которая определяется, как правило, на основе получаемого гражданами заработка (трудового дохода) и рассчитывается на месяц. Общее определение пенсии может быть таким.

Государственная пенсия— это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, атакже иных категорий лиц в случаях, установленных законодательством, за счет специально предназначенных для этого средств финансовых источников.

Как отмечалось выше, существуют несколько видов государственных пенсий.

Критерии, с помощью которых различаются пенсии, разные: жизненные обстоятельства, с которыми связывается право на пенсию; финансовые ресурсы, за счет которых производятся выплаты пенсий; наличие связи или ее отсутствие с трудом; в зависимости от категорий лиц, которым назначаются пенсии; по нормативным актам, на основании которых устанавливаются пенсии, и др.

Рассмотрим некоторые из указанных критериев деления государственных пенсий.

В зависимости от жизненных обстоятельств выделяют трудовые пенсии, входящие в систему обязательного пенсионного страхования, и бюджетные пенсии — по государственному пенсионному обеспечению. Несмотря на разные названия, эти пенсии являются государственными, так как они устанавливаются государством в законодательном порядке.

Сам факт деления пенсий на трудовые пенсии (по обязательному пенсионному страхованию) и бюджетные пенсии (по государственному пенсионному обеспечению) не меняет их государственного характера.

Вне зависимости от финансовых источников (ПФР или государственного бюджета), за счет которых производятся выплаты пенсии, они все равно остаются государственными.

В Федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» характеризуются вышеназванные виды пенсий.

Трудовая пенсия— ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим федеральным законом.

С позиции требований юридической техники и логической структуры акта данная формулировка трудовой пенсии не бесспорна. Возникает ряд вопросов принципиального характера. Во-первых, цель трудовой пенсии заключается в материальном обеспечении работников и иных категорий лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию.

Это обеспечение начинается с момента наступления жизненных обстоятельств — старости, инвалидности, потери кормильца, т. е. страховых случаев. В данном случае идет речь о трудовой, т. е. страховой, пенсии.

Это означает, что все положения базового Закона об обязательном социальном страховании должны распространяться в полном объеме и на обеспечение трудовыми пенсиями застрахованных лиц и членов их семей (в случае смерти) по страховой пенсионной системе.

Компенсация утраченного заработка — это всего лишь способ определения размера пенсии — исчисления уровня пенсии на основе заработка. Связь данной пенсии с трудом очевидна. Следовательно, трудовая пенсия заработана трудом. Значит, речь должна идти о возмещении утраченного заработка застрахованным гражданам при наступлении перечисленных выше страховых случаев.

Во-вторых, нет упоминания о лицах, которые добровольно вступили в отношения по обязательному пенсионному страхованию с целью получения в будущем соответствующего материального обеспечения.

Естественно, возникает вопрос: они обеспечиваются пенсиями по Закону о трудовых пенсиях? Если следовать буквальному толкованию вышеупомянутой формулировки трудовой пенсии, то получаем ответ: нет. Но это не совсем так.

Закон о пенсионном страховании дает положительный ответ на этот вопрос.

В-третьих, в анализируемом понятии трудовой пенсии нет упоминания о финансовом источнике, за счет средств которого производятся эти пенсионные выплаты. Ясно, что здесь должна идти речь о средствах ПФР, которые находятся в государственной собственности. Государство должно выступать полным гарантом сохранности и приумножения этих средств.

Возникает закономерный вопрос: оно выступает таким гарантом или несет неопределенную субсидиарную ответственность вместе со страховщиком, каковым является ПФР? Таким образом, законодательное определение трудовой пенсии не может признаваться корректным в правовом аспекте.

Трудовые пенсии подразделяются на следующие виды:

а) трудовые пенсии по старости;

б) трудовые пенсии по инвалидности;

в) трудовые пенсии по случаю потери кормильца.

Законодательно закреплено, что бюджетная пенсия(по государственному пенсионному обеспечению) — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Бюджетные пенсии также делятся на виды:

а) пенсии за выслугу лет;

б) пенсии по старости;

в) пенсии по инвалидности;

г) пенсии по случаю потери кормильца;

д) социальные пенсии.

Помимо указанных пенсий в России есть и негосударственные пенсии. Они вводятся соответствующими негосударственными пенсионными фондами (НПФ).

Средства НПФ образуются за счет добровольных взносов организаций и граждан. Условия данного вида пенсионного обеспечения определяют сами стороны таких отношений.

Их регулирование осуществляется на основе специальных правовых норм.

Существует также классификация пенсий — по контингенту их получателей. Есть, например, досрочные пенсии для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда или на Крайнем Севере; пенсии федеральным государственным служащим, военнослужащим и др.

Третья классификация пенсий — по нормативным актам — означает вид акта, на основании которого они назначены. Например, есть пенсии по Закону о трудовых пенсиях, по Закону о государственном пенсионном обеспечении, по Закону о пенсиях военнослужащих 1993 г. и др.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Специально оговорено в законодательстве право на получение двух пенсий. К кругу лиц, имеющих право на них, относят:

а) граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы;

б) участников Великой Отечественной войны;

в) родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), и др.

Негосударственное пенсионное страхование и обеспечение, а также отношения, связанные с ними, регулируются Федеральным законом от 7 мая 1998г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О негосударственных пенсионных фондах» и другими нормативными правовыми актами.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций.

Собственники средств (организации или органы власти), как правило, принимают решения (на определенный срок, например на год) об установлении доплат к пенсии ветеранам производства, всем жителям территории или их отдельным категориям.

Эти доплаты к пенсии устанавливаются в размере, определяемом собственником этих средств (в фиксированном размере, в размере доплаты до уровня прожиточного минимума субъекта РФ и т.п.).

Источник: https://studopedia.su/12_78306_obshchee-ponyatie-i-vidi-pensiy.html

Понятие пенсии. Классификация пенсий

Понятие и классификация пенсий

Введение

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В данной норме в общем виде отражены целевые установки и задачи, с решением которых связывается обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждой конкретной личности. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов.

Социальная политика, направленная на реализацию конституционных установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека и общества, является достаточно широкой категорией.

Важным системообразующим ее элементом является социальное обеспечение, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества.

Общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением указанных материальных благ, составляют предмет права социального обеспечения.

Вопрос пенсионного обеспечения является особо актуальным в условиях кризиса и неоптимистичной демографической ситуации не только в России, но и в странах Европы.

Реформирование пенсионной системы РФ в целях наилучшего обеспечения интересов граждан – один из приоритетов социальной политики нашего государства даже в период кризиса.

Каждый год пенсии в нашей стране индексируются, что хотя бы не дает им обесцениваться.

А об актуальности социальных пенсий и не приходится говорить, потому что их получатели самые необеспеченные граждане страны.

Социальная пенсия – это один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Социальная пенсия – разновидность пенсионного обеспечения, предоставляемого вне зависимости от трудового вклада всем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе, но не приобрели права на трудовую пенсию. Размер социальной пенсии устанавливается с учетом величины прожиточного минимума.

Цель данной курсовой работы рассмотреть социальные пенсии нетрудоспособным.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

дать понятие и классификацию назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

рассмотреть понятие социальных пенсий;

изучить размеры социальных пенсий, условия назначения и порядок выплаты социальной пенсии

Глава I Понятие, классификация, виды и условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Понятие пенсии. Классификация пенсий

социальный пенсия нетрудоспособный

В ст. 7 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя определено следующее: Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.

1) ; в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2) .

В части 1 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В части 2 этой статьи указано, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

С 1990г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как по существу, так и по форме.

Обновление пенсионного законодательства началось в конце 1990 г., когда в России, находившейся в то время еще в лоне СССР, был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наемных работников.

В нормативных правовых актах, в том числе в Законе 1990 г., не содержится определения пенсии. Однако значение этого слова хорошо известно каждому. Слово pensio (лат.) означает платеж. Но это не всякий платеж, а платеж гражданину, т. е.

физическому лицу, в связи с наступлением определенных обстоятельств в жизни – достижения соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью.

Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств.

Захаров М.Л. и Тучкова Л.Г.

дают такое определение пенсии: «Пенсия – это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца. Ее размер определяется, как правило, на основе заработка».

Государственной пенсией признается пенсия, установленная государством. В Конституции РФ указано, что «государственные пенсии… устанавливаются законом» (п. 2 ст. 39). Однако в нашей стране пенсии для некоторых категорий граждан установлены не законом, а указом Президента, постановлением Правительства. Это нарушение основного закона страны.

В России есть и негосударственные пенсии. Они введены соответствующими пенсионными фондами, средства которых образуются за счет добровольных взносов организаций и граждан.

Особо следует отметить принятую впервые в нашей стране и содержащуюся в Законе 1990 г. классификацию пенсий, основывающуюся на труде и иной общественно полезной деятельности. Это подразделение всех пенсий на трудовые, т. е. заработанные трудом, и нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом. К последним относятся лишь социальные пенсии, все остальные – трудовые, заработанные пенсии.

Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления – по жизненным обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам.

Например, выделяются трудовые пенсии, выплачиваемые за счет собственных средств Пенсионного фонда России (его средства образуются в основном за счет пенсионных страховых взносов, они обособлены и не входят в состав государственного бюджета) и за счет ассигнований из государственного бюджета.

К первым относятся все виды пенсий, установленные для тех, кто в период трудовой деятельности подлежит обязательному (государственному) пенсионному страхованию (наемные работники и отдельные категории других работающих граждан), ко вторым – все виды пенсий, установленные для тех граждан, которые выполняют определенную работу, но не подлежат в этот период обязательному (государственному) пенсионному страхованию (военнослужащие различного состава, в том числе кадрового; граждане, проходящие службу в органах внутренних дел, и некоторые другие).

[attention type=yellow]
Российский пенсионный закон 1990 г. сохранил общее правило о том, что гражданам, имеющим право на различные государственные пенсии, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору (ст. 5). Обычно граждане выбирают ту пенсию, размер которой выше.
[/attention]

Российский пенсионный закон 1990 г. предусмотрел исключения из общего правила, предусмотренного в ст. 5, для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы: им предоставляется право получать две пенсии – пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности.

Законодательством предусмотрены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

социальная пенсия.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению (применительно к теме настоящей статьи) имеют следующие категории граждан:

федеральные государственные гражданские служащие;

военнослужащие;

участники Великой Отечественной войны;

граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

нетрудоспособные граждане;

другие, предусмотренные ст. 4 вышеназванного Закона категории граждан.

В частности, государственная пенсия по старости может быть назначена тем гражданам, которые пострадали (например, потеряли здоровье) в результате радиационных или техногенных катастроф.

Право на государственную пенсию по инвалидности имеют военнослужащие, ставшие инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, а также граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

https://www.youtube.com/watch?v=acqCTUwQXcQ

Рассмотрим кратко виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Источник: https://megaobuchalka.ru/17/36164.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.