Понятие и классификация льгот

Понятие льгот

Понятие и классификация льгот

Тема № 18. ЛЬГОТЫ ПО СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Под льготами обычно понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей.

В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.

Вопрос отнесения льгот к социальному обслуживанию не явется однозначным. При анализе данной проблемы следует учитывать, что сама система норм социального обеспечения как отрасли права еще не сформирована полностью, нет однозначного подход к определению ее структуры.

В этой связи убедительным представляется мнение Е.Г.Крылатых по вопросу правовой природы структуры права социального обеспечения как отрасли.

«В теории права социального обеспечения – пишет она, – общепризнанным является, что исходным основанием для объединения норм в институты особенной части служит вид предоставляемого обеспечения.

Группа норм, объединенных в институт, детально регламентирует основания, порядок и размер предоставления конкретного вида обеспечения.

Внутри института в определенную общность могут быть выделены специальные нормы, устанавливающие особенности в условиях и размерах предоставле­ния данного вида обеспечения для различных категорий субъектов. Как правило, эти нормы устанавливают более льготные условия предоставления вида обеспечения. Несмотря на свою относительную самостоятельность, нормы-льготы как часть входят в соответствующий институт».

Поскольку льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным эле­ментом этого отношения, связанного с видом обеспечения примени­тельно к различным категориям субъектов, объединение этих норм не является самостоятельным институтом права социального обес­печения. Выделение таких норм проводится по иным критериям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты.

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти 2 тысячи категорий на­селения.

Закон «О социальной государственной помощи» делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, по­граничники, «силовики» бесплатно ездят на транспорте, не платят за коммунальные услуги), льготы за особые заслуги (ветеранам войны и труда, получившим звание Героя Советского Союза и Рос­сийской Федерации и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

Провести классификациюльгот достаточно сложно. Они пре­дусматриваются в законах, указах и постановлениях Правитель­ства.

Возможно разграничение льгот по целевой направленности,по условиям предоставления и субъектному составу их получателей. Думается, можно согласиться с разграничением льгот по всем трем показателям: целевой направленности, условиям предоставления, субъектному составу.

Вопрос об основаниях предоставления льготтакже является не однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает ком­пенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность.

Мы бы сказали, что льготой можно назвать ком­пенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, милиционерам и др.

), такая компенсация не является льготой.

В виде льготы выступает также преимущество одной группы перед другими. Анализ законодательства показывает, что «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.

Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.

), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающие наделяются дополнительными правами-льготами.

Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Другим основанием для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лиц в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др.

, но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалидов боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг.

В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитны подобные привилегии перестанут существовать.

Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон «О ветеранах предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот.

В соответствии с этим Законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и условиям труда и др.

Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные на­логи, сборы пошлины для определенного круга лиц. Например, такая льгота установлена Федеральным законом «О внесении измене­ний и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» для определенного круга лиц (ст. 1).

Законодательство предусматривает замену льгот компенсациями. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст.

14) неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показа­телей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курорт­ные организации.

Для тех получателей путевок, которые по ка­кой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.

В социальном обслуживании система льгот должна быть более сориентирована на специфику потребностей, регион проживания, материального и семейного положения субъектов права социально­го обеспечения.

Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмо­циональные реакции в массовом сознании.

Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении – это льготы для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополни­тельной социальной защиты».

Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвали­дов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату.

В некоторых случаях само предоставление той или иной ус­луги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом обще­ства перед пожилыми гражданами.

«Возложение на общество обя­занности содержать и поддерживать нетрудоспособных – это не акт доброй воли законодателя, а объективная необходимость современного общества». Но если речь идет об обязанности общества, уместно ли говорить о льготах?

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом, если государство не будут оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

В законодательстве дифференциация льгот осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются.

Льготы в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости.

Существенные изменения в систему льгот внес Федеральный закон от 22 августа 2004 г.

№ 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с указанным Законом понятие «льготы» заменяется термином «меры социальной поддержки». Многие ранее существовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры посоциальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, участников Великой Отечественной воины на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объ­ектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматри­вается возможность получения ежемесячного «социального пакета», (заменяющего бесплатный проезд, бесплатное обеспечение лекарст­венными средствами, а также санаторно-курортное лечение) в раз­мере 450 руб. Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.

К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по со­циальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов тру­да, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пен­сионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Источник: https://studopedia.su/2_8003_ponyatie-lgot.html

§ 27.1. Понятие социальных льгот и их классификация

Понятие и классификация льгот

§ 27.1. Понятие социальных льгот и их классификация

Под льготами понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют ме­сто там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важ­ных потребностей.

В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя, таким образом, важную социальную функцию, так как со­здают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.

Льготы регулируют не само­стоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов339.

Государственные социальные льготы, права и гарантии в Рес­публике Беларусь — это предусмотренные законодательством пре­имущества, полное или частичное освобождение от исполнения ус­тановленных обязанностей либо облегчение условий их исполнения в связи с особым социально-правовым статусом гражданина или особенностями его профессиональной деятельности340.

Следовательно, социально-правовыми основаниями выступают особый социально-правовой статус гражданина или особенности его профессиональной деятельности.

Основная цель государственной политики в сфере предоставления социальных льгот направлена на совершенствование государственной социальной поддержки насе­ления, обеспечение экономической эффективности и социальной справедливости и основывается на принципах гуманизма, доступно­сти, адресности, гарантированности.

Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они пре­дусматриваются в законах, указах и постановлениях Правительства. Но возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей.

Думается, что можно согласиться с мнением большинства ученых по разграничению льгот по всем трём показателям: целевой на­правленности, условиям предоставления и субъектному составу.

Вопрос об основаниях предоставления льгот также является не­однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает ком­пенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность, а также затрат, связанных с удовлетворением лич­ных потребностей.

Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работни­кам и др.), такая компенсация не является льготной. Поскольку в виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц пе­ред другими.

Анализ законодательства показывает, что термин «пре­имущество» употребляется чаще тогда, когда речь идёт о наделе­нии отдельных категорий граждан правом на первоочередное удов­летворение их потребностей: внеочередное, первоочередное соци­альное обслуживание и др.

Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно су­ществующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, ма-лообеспеченность и др.

), которые порождают специфические по­требности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.).

Для их обеспечения нуж­дающиеся наделяются дополнительными правами — льготами, если эти льготы не предоставить, то эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на обществен­но необходимом уровне.

Другим основанием для предоставления льгот выступает нали­чие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др.

, но и служит формой поощрения и признания заслуг перед об­ществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды бое­вых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Они имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг.

Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты, которые осуществляются путем предоставления компенса­ций и льгот: льгот по налогообложению, по получению, приобрете­нию, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг, торговому обслуживанию, медицинс­кому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курор­тному лечению, обеспечению лекарствами, по обеспечению транс­портными средствами и оплате проезда и др.

Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные нало­ги, сборы, пошлины для определенного круга лиц. Льготы предос­тавляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держате­лем которого выступает общество в целом.

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, ко­торая из своей зарплаты вынуждена оплачивать социальные услуги.

Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении — это льготы «для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты».

В действующем законодательстве дифференциация льгот осу­ществляется по целям направления и условиям их предоставления, в частности:

1. Льготы по лекарственному обеспечению, то есть право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемы­ми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарствен­ных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

2.

 Льготы по обеспечению техническими средствами социаль­ной реабилитации, то есть право на бесплатное изготовление и ре­монт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства и право на бесплатное обеспечение иными техни­ческими средствами социальной реабилитации в соответствии с Го­сударственным реестром (перечнем) технических средств социаль­ной реабилитации в порядке, определяемом Правительством Рес­публики Беларусь.

3. Льготы по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, то есть право на получение денежной помощи на оздоровление в размере и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Либо гражданам по их желанию вместо денежной помо­щи на оздоровление предоставляется право на внеочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздо­ровление (при отсутствии медицинских противопоказаний).

Лица, со­провождающие инвалидов I группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходи­мость в таком сопровождении подтверждается заключением вра-чебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения. Право на бесплатное санаторно-курортное лече­ние (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний).

4.

 Льготы по проезду на городском пассажирском транспорте и автомобильном транспорте общего пользования регулярного меж­дугородного сообщения в сельской местности, то есть право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транс­порта (кроме такси) независимо от места жительства, а проживаю­щие в сельской местности — также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства.

5. Льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения, то есть право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобиль­ном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси).

6.

 Льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения, то есть пра­во на бесплатный проезд (по талонам, выдаваемым соответствую­щими органами) один раз в год (туда и обратно) на внутренних линиях водного, воздушного, автомобильного пассажирского транспорта общего пользования регулярного междугородного сообще­ния либо в пассажирских поездах или вагонах формирования Бело­русской железной дороги во внутриреспубликанском сообщении, право на бесплатный проезд (по талонам, выдаваемым соответствующими органами) один раз в год (туда и обратно) в пассажирских поездах или вагонах формирования Белорусской железной дороги во внутриреспубликанском сообщении либо на 50-процентную скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на внутрен­них линиях водного, воздушного или автомобильного пассажирско­го транспорта общего пользования регулярного междугородного сообщения.

7.

 Льготы по оплате за техническое обслуживание, пользова­ние жилыми помещениями и коммунальные услуги, то есть осво­бождение от платы за техническое обслуживание и (или) пользова­ние жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения, право на 50-процент­ную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользова­ние жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50-процент­ную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энер­гия, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользова­ние лифтами) по установленным законодательством тарифам (став­кам) в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления — за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению.

8. Льготы по плате за установку квартирных телефонов то есть право на первоочередную однократную бесплатную установку квар­тирного телефона при протяженности абонентской линии не более 500 метров (при протяженности абонентской линии сверх установ­ленной нормы плата взимается в полном размере).

9. Льготы по плате за пользование квартирным телефоном и за почтовые отправления, то есть право на бесплатное пользование квартирным телефоном (кроме междугородных и международных разговоров), право на 50-процентную скидку с платы за пользова­ние квартирным телефоном (кроме междугородных и международных телефонных разговоров).

Средства, высвобождающиеся в процессе упорядочения соци­альных льгот, направляются на оказание адресной социальной по­мощи населению, реализацию государственных программ в сфере охраны материнства и детства, а также на проведение дополнитель­ных мероприятий по реабилитации территорий, подвергшихся ра­диоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыль­ской АЭС, в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

339 Буянова, М.О. Право социального обеспечения России / М.О. Буянова. — М.: Изд. «Проспект», 2007. — 626 с.

340 О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2007 г., № 239 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 147. — 2/1336.

Источник: https://ebooks.grsu.by/soc_pravo_part2/27-1-ponyatie-sotsialnykh-lgot-i-ikh-klassifikatsiya.htm

Что такое льготы: кому положены, как оформить, куда обращаться и классификация

Понятие и классификация льгот

Условия жизни и возможности каждого человека не всегда равны. Есть категории граждан, лишенные жизненных благ, доступных другим категориям.

Для того чтобы уровнять возможности граждан и повысить уровень жизни, в современном государстве разработан ряд установленных законом привилегий, которые называются льготы.

Не все люди знают о них, и далеко не каждый человек ими пользуется, в силу своего незнания. Попробуем разобраться, что такое льготы, и как ими пользоваться.

Что такое социальные льготы

Для улучшения качества жизни слабозащищенных слоев населения правительством разработаны и введены в действие социальные льготы. Они дают послабление гражданам в следующих сферах:

  • транспорт;
  • жилье;
  • медицина;
  • пенсии;
  • налогообложение.

Другими словами, социальные льготы — это скидки или преференции, выделение дополнительных прав при оказании разным категориям граждан государственных услуг.  Перечень льгот не одинаков для всех групп, наименее защищенные слои населения имеют право на получение большего числа привилегий.

В чем заключаются льготы

Сами льготы реализуются как дополнительные права и выплаты (пособия, первоочередность в социальных программах и др.) и  полного (частичного) освобождения от обязательных платежей (коммунальные платежи, налоговые платежи и др.).

Предоставление льгот зависит от наличия одного из критериев:

  • низкий доход
  • пенсионный возраст
  • наличие заслуг перед Отечеством
  • наличие родителей
  • нетрудоспособность
  • многодетность.

При этом основания для получения социальных льгот всего два:

  1. Низкий уровень дохода. К этому основанию относятся все социально незащищенные слои населения.
  2. Особые заслуги. На этом основании льготы предоставляются Героям РФ, СССР, Соц.труда, кавалерам Ордена Славы. При этом граждане бывших республик СССР не смогут получить льготы в РФ.

Важно! Рассчитывать на льготы могут только граждане РФ.

Как распределяются льготы

Виды социальных льгот различаются не по их структуре, а по категориям граждан, которым они предоставляются. На сегодняшний день льготная категория граждан это:

  • участники ВОВ и других военных действий, а также их семьи;
  • инвалиды и ветераны труда;
  • лица, отмеченные государственными наградами;
  • труженики тыла;
  • доноры;
  • многодетные матери или отцы;
  • малоимущие граждане;
  • государственные служащие;
  • дети, не достигшие 16 лет;
  • пенсионеры;
  • узники концлагерей;
  • лица, получившие радиацию в результате аварии на Чернобыльской и других АЭС;
  • политрепрессированные и их родственники;
  • безработные.

Обратите внимание! Для каждой категории граждан перечень привилегий отличается, большими льготами наделены наименее защищенные слои населения.

Виды льгот

Льготная группа граждан может рассчитывать на следующие разновидности соц льгот:

Пенсионные выплаты

Пенсия, это льгота, которая предоставляется всем гражданам России по наступлению определенного возраста или наступлении необходимых для ее выплаты обстоятельств. Получать пенсию имеют право:

  • Граждане пенсионного возраста, при этом неважно работают они или нет;
  • Военнослужащие, ушедшие со службы по выслуге лет;
  • Инвалиды;
  • Граждане, утратившие кормильца.

Выплата пенсий регулируется Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Пенсия ежегодно индексируется, так на август 2019 года минимальная пенсия составляет 8846 рублей.

Помимо самой пенсии существует единовременная выплата к пении, выплачивается ежегодно, но выплата не стабильна. Также размер пенсии существенно зависит от возраста, трудового стажа, инвалидности и категории пенсионера. Также величина пенсии зависит от региона проживания.

Так максимальные пенсии предусмотрены жителям Дальневосточного федерального округа.

Жилищные льготы

Жилищные льготы регламентируются Жилищным кодексом РФ. Так на основании статьи 160 ЖК РФ отдельные категории граждан имеют право на компенсацию расходов по коммунальным услугам и оплате жилья. Порядок компенсации определяют Федеральные законы, а также местные законы субъектов РФ.

Обратите внимание! Компенсация расходов за оплату коммунальных платежей включается в совокупный доход семьи.

Так согласно законодательства РФ размер оплаты по коммунальным платежам не должен превышать 22% от совокупного дохода семьи. Если эта цифра выше, и при этом семья без долгов оплачивает коммунальные платежи, то такая семья имеет право на компенсацию в виде денежной выплаты на оплату жилищных платежей.

По статье 159 ЖК РФ граждане, чей доход в совокупности меньше прожиточного минимума на каждого члена семьи, а также если размер платежей выше минимально допустимой доли этих платежей в общем доходе семьи, имеют право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Субсидии уменьшают размер квартплаты пропорционально размеру прожиточного минимума в регионе. Такие субсидии по закону предоставляются: многодетным семьям, участникам ВОВ, военным и госслужащим, почетным донорам, жертвам ЧАЭС и МАЯК, матерям-одиночкам, детям-сиротам, инвалидам и пенсионерам.

Проездные льготы

Льготы за проезд предусматривают частичную или полную компенсацию проезда в общественном транспорте. При том к общественному транспорту относится проезд как в трамваях, троллейбусах, так и в электричках, поездах и самолетах.

Проездные льготы могут получить:

  • пенсионеры;
  • герои труда и их близкие родственники;
  • ветераны ВОВ;
  • инвалиды;
  • жертвы ЧАЭС и МАЯК;
  • жители Крайнего Севера льгота на проезд на отдых.
  • дети до 7 лет

Медицинские льготы

Согласно законодательства, медицина в России бесплатная и доступная каждому. Но некоторые категории граждан имеют право на получение медльгот и субсидий, таких как бесплатные лекарства, льготы на платные медицинские услуги, протезирование зубов и конечностей,  компенсацию расходов, понесенных на лечение, детские льготы. К таким категориям относятся:

  • Инвалиды;
  • Пенсионеры;
  • Медработнинки;
  • Участники ВОВ и прочих боевых действий;
  • Дети до 18 лет.

Налоговые льготы

Определенные категории граждан на основании статьи 56 Налогового кодекса РФ имеют право на оплату в меньшем размере либо на отмену совсем налоговых сборов. Оформляется это либо в виде налоговых вычетов, либо в виде отмены статьи в налоговой декларации в целом.

Так на НДФЛ распространяется налоговый вычет, если у родителей на иждивении находится несовершеннолетний ребенок, а также до 24 лет, если ребенок является учащимся очной формы учебного заведения.

Также налоговый вычет происходит, если в течение налогового периода совершалась покупка единственного жилья (оплачивается ипотека), пользовались платными медицинскими услугами, получали платное образование.

От налога на имущество освобождены полностью инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, люди, получающие пенсию по утрате кормильца, ветераны ВОВ и участники боевых действий.

Эти же категории граждан освобождены от уплаты налога за транспорт и за земельный участок.

Важно! Льготы по транспортному налогу предоставляются только на один автомобиль

Кто компенсирует льготы

Все перечисленные выше льготы предоставляются на основании как федеральных, так и региональных законов. Региональные льготы разрабатываются на основании географических, климатических, социально-экономических характеристик региона. В остальном они не могут противоречить федеральным программам.

Также финансирование субсидий в региональных программах происходит из бюджета региона. Так, например, одной из федеральных субсидий является материнский семейный капитал за 2 ребенка, он оплачивается из федерального бюджета.

  Но в ряде регионов страны есть дополнительно свой  материнский капитал, которые доплачивают к федеральному уже из средств региона.

Где и как получить льготы

Для того чтобы получить льготы, необходимо в первую очередь узнать какие социальные льготы полагаются и определить, являетесь ли вы льготной группы граждан.

После этого нужно собрать все необходимые документы. Для получения определенной льготы список документов свой. Далее необходимо обратиться в ближайшее отделение МФЦ и подать документы.

Также все это можно сделать через сайт Госуслуги.

Основной список документов, который может понадобиться для получения социальных льгот:

  • заявление на получение льготы;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство о рождении или смерти (в зависимости от типа пособия);
  • СНИЛС и ИНН;
  • справка о количестве членов семьи;
  • свидетельство о разводе;
  • справка, подтверждающая факт совместного проживания с ребенком;
  • справка, подтверждающая доходы;
  • различные удостоверения: пенсионера, инвалида, многодетной семьи;
  • документы, устанавливающие опекунство или попечительство;
  • справка об инвалидности.

Источник: https://medpravo.su/chto-takoe-lgoty/

Понятие и система льгот по социальному обслуживанию | Студент-Сервис

Понятие и классификация льгот

1.Льготы в социальном обеспечении
2.Виды льгот

В семантическом понимании льгота – это облегчение кому-нибудь, предоставляемое как исключение из общих правил.

Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей.

В подобном случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию создания всем гражданам равных условий для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.

Льготы в социальном обеспечении регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов, поэтому объединение данных норм не является самостоятельным институтом. Таким образом, представляется, что льготы — это пединститут института социального обслуживания.

Законодательство делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы, льготы за особые заслуги и льготы нуждающимся. Кроме того, льготы можно разграничить по целевой направленности, условиям предоставления, субъектному составу.

Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.

), которые порождают специфические потребности (в специальных средствах передвижения, бытовом обслуживании на дому и др.).

Если данные льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Действующее законодательство в области социального обеспечения граждан Российской Федерации предусматривает замену льгот компенсациями. Например, согласно Федеральному закону от 12.01.

1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показателей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курортные организации.

Для тех получателей путевок, которые по какой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.

Основные права в социальном обслуживании выступают в форме льгот и привилегий для одиноких и престарелых, инвалидов. Льготы заключаются в освобождении полностью либо частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату.

Дифференциация льгот в законодательстве осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Льготы в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам фашистских концлагерей, героям Советского Союза, героям Российской Федерации и др. этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости.

22.08.

2004 был принят Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи принятием Федеральных законов «О внесении изменений дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» (далее — Закон № 122). В соответствии с указанным Законом понятие «льготы» заменено термином «меры социальной поддержки». Многие ранее существовавшие льготы заменили на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членах семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воз-действию радиации.

К компетенции субъектов” РФ отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Закон №  122 указывает

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-i-sistema-lgot-po-sotsialnomu-obsluzhivaniyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.