Понятие формы и уровни социального партнерства

24.Понятие, уровни и формы социального партнёрства

Понятие формы и уровни социального партнерства

Трудовойкодекс РФ (ст.

23) определяет социальноепартнёрствов сфере труда как систему взаимоотношениймежду работниками (представителямиработников), работодателями (представителямиработодателей), органами государственнойвласти, органами местного самоуправления,направленную н обеспечение согласованияинтересов работников и работодателейпо вопросам регулирования трудовыхотношений и иных непосредственносвязанных с ними отношений.

Системусоциального партнёрства составляютпять уровней(ст.26 ТК РФ), выделяемые потерриториально-отраслевому признаку.

Нафедеральном уровнемогут заключаться генеральное иотраслевые (межотраслевые) соглашения.

Намежрегиональном уровне– межрегиональное и отраслевые(межотраслевые) соглашения.

Нарегиональном уровне(уровень субъекта РФ) заключаютсярегиональное и отраслевые (межотраслевые)соглашения.

Натерриториальном уровне (науровне муниципального образования) -территориальное соглашение.

Врамках организации либо у работодателя- индивидуального предпринимателя(локальныйуровень)заключается коллективный договор,предусматривающий взаимные обязательстваработников и работодателя.

Формамисоциального партнёрстваявляются следующие (ст.27 ТК РФ):

•консультациипредставителей работников, работодателейи государства по вопросам регулированиятрудовых и иных непосредственно связанныхс ними отношений, обеспечения гарантийтрудовых прав работников, совершенствованиятрудового законодательства и заключениясоглашений по вопросам социально-трудовыхотношений;

•коллективныепереговоры по подготовке и заключениюколлективных договоров в организации;

•участиеработников, их представителей в управленииорганизацией;

•участиепредставителей работников и работодателейв досудебном и внесудебном разрешениитрудовых споров.

25.Принципы социального партнёрства. Их характеристика

Трудовойкодекс РФ закрепил в ст.24 основныепринципы социального партнёрства. Ониявляются внутриотраслевыми.

1.Основнымпринципом социального партнёрствапризнаётся равноправиесторон.

2.Принципуважения и учёта интересов сторон.Конвенция МОТ №98 «О применении принциповправа на организацию и на ведениеколлективных переговоров» закрепляетпринцип добровольности переговоров,что предполагает создание возможностисвободно и самостоятельно определитькруг обсуждаемых вопросов и содержаниеколлективного договора, соглашения.

3.Заинтересованнотьсторон в участии в договорных отношениях.Именно взаимная заинтересованностьсторон позволяет сторонам достичькомпромисса и урегулировать взаимныеинтересы.

4.Содействиегосударства в укреплении и развитиисоциального партнёрства на демократическойоснове. Этоявляется одним из принципов и условийболее широкого использованиясоциально-партнёрских отношений дляформирования социальной и экономическойполитики государства.

5.Соблюдениесторонами и их представителями трудовогозаконодательстваи иных нормативно-правовых актов,содержащих нормы трудового права.Социальные партнёры должны соблюдатьнормы и правила ведения коллективныхпереговоров, определения содержанияколлективных договоров и соглашений.

6.Полномочностьпредставителей сторон.Полномочность представителей сторонобеспечивается соблюдением порядка,установленного для определенияпредставителей и для наделения ихсоответствующими правами и обязанностями(полномочиями) (ст.29-34 ТК РФ).

7.Свободавыбора при обсуждении вопросов, входящихв сферу труда. Согласно Конвенции МОТ№98 «О праве на организацию и на ведениеколлективных переговоров» каждая изсторон свободна в выборе круга вопросов,относящихся к сфере труда, которыетребуют обоюдного обсуждения и решения.

8.Добровольностьпринятия сторонами на себя обязательств.Каждаясторона добровольно, а не под каким-либодавлением извне принимает на себяобязательства по коллективному договоруили соглашению, т.е. стороны договариваютсяпутём консенсуса о принятии обязательств.

9.Реальностьобязательств, принимаемых на себясторонами.Этот принцип играет большую роль вэффективности действия коллективногодоговора и соглашения.

Реализация этогопринципа требует обоснованной аргументациипредлагаемых условий, выдвигаемыхкаждой стороной социального партнёрства.

Поэтому принятые по соглашениюобязательства не должны быть пустымиобещаниями, их выполнение должно реальнообеспечиваться.

10.Обязательностьвыполнения коллективных договоров,соглашений. Этотпринцип означает признание сторонамисоциального партнёрства юридическихпоследствий заключения коллективныхдоговоров и соглашений. В соответствиисо ст.

40 и 45 ТК РФ коллективные договорыи соглашения представляют собой правовыеакты, которые входят в систему актов,регулирующих трудовые отношения и иныенепосредственно связанные с нимиотношения. Следовательно, они обладаютюридической силой, обязательны кисполнению.

За неисполнение коллективногодоговора и соглашения предусмотренаюридическая ответственность.

11.Контрольза выполнением принятых коллективныхдоговоров, соглашений.

Выполнениюколлективных договоров, соглашенийспособствует контроль, осуществляемыйполномочными на то органами (ст.51 ТКРФ).

Данный контроль необходим длясвоевременного выявления и устраненияпричин, по которым обязательства,включённые в коллективный договор,соглашение, не выполняются. В связи сэтим каждая сторона проверяет выполнениеобязательств другой стороной.

Статья51 ТК РФ наделяет органы контроля правомпринимать необходимые меры к обеспечениювыполнения коллективного договора,соглашения.

12.Ответственностьсторон, их представителей за невыполнениепо их вине коллективных договоров,соглашений.Законодательством предусмотренаответственность сторон и их представителейза неисполнение по их вине коллективныхдоговоров, соглашений, а также нарушениенормативных правовых актов, регламентирующихколлективно-договорную работу (ст.54, 55ТК РФ, ст.5.28 – 5.31 КоАП РФ).

Источник: https://studfile.net/preview/5797109/page:15/

Понятие и формы социального партнерства

Понятие формы и уровни социального партнерства

Тема №3-2 Социальное партнерство в сфере труда.

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (согласно ч. 3 ст. 45 ТК соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления являются стороной соглашения, предусматривающего полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов).

К основным принципам социального партнерства, ст. 24 ТК относит:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

полномочность представителей сторон;

свободу выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Система взаимоотношений между сторонами социального партнерства реализуется в различных формах с помощью различных органов и включает следующие уровни:

а) федеральный;

б) межрегиональный, региональный;

в) отраслевой и межотраслевой;

г) территориальный – устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда соответственно

в Российской Федерации;

в двух и более субъектах РФ, в субъекте РФ;

в отрасли (отраслях);

в муниципальном образовании;

д) локальный уровень (уровень конкретного работодателя), на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Под формами социального партнерства следует понимать способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия субъектов социального партнерства в целях согласованного регулирования социально-трудовых отношений.

Ст. 27 ТК выделяет четыре формы социального партнерства:

1) коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

На локальном уровне (на уровне работодателя – юридического лица, физического лица – индивидуального предпринимателя) представителями работников могут быть:

первичная профсоюзная организация;

иные представители работников, избранные на общем собрании (конференции) работников и наделенные соответствующими полномочиями.

ТК закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и упоминает об иных представителях работников лишь тогда, когда на локальном уровне нет профсоюза либо профсоюзная организация объединяет менее половины работников и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

Интересы работодателя на локальном уровне представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.

Представители работников и работодателей участвуют в социальном партнерстве через органы социального партнерства.

Это комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Такие комиссии создаются на всех уровнях социального партнерства в составе наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон социального партнерства – работников и работодателей.

Органы социального партнерства подразделяются на следующие виды:

1. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с ФЗ от 1.05.1999 г. “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”.

Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ не более 30 человек от каждой из сторон.

2. В субъектах РФ образуются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые действуют в соответствии с законами субъектов РФ.

3. Трехсторонние комиссии образуются также на отраслевом (межотраслевом) уровне.

4. На территориальном уровне могут образовываться и действовать на основании законов субъектов РФ и положений, утверждаемых представительными органами местного самоуправления, трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальном образовании.

На локальном уровне образуется комиссия из представителей работников и работодателя для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Особенности применения норм о социальном партнерстве к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, МЧС, учреждений и органов безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами (ст. 28 ТК).

Под коллективными переговорами понимаются “все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся – с другой, в целях:

а) определения условий труда и занятости;

б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися;

в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организациями трудящихся”.

Предложение о начале коллективных переговоров направляется в письменной форме, в котором целесообразно указать предполагаемую дату начала переговоров, состав представителей в работе комиссии по ведению коллективных переговоров со своей стороны и их полномочия.

Предложить ведение коллективных переговоров на локальном уровне от имени работников вправе:

1) первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя. Если у работодателя нет такой организации, то:

2) единый представительный орган, созданный на пропорциональной основе двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя, или;

3) первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников, уполномоченная общим собранием (конференцией) работников при согласии ее выборного органа направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров, в случае если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, или;

4) иной представительный орган, избранный на общем собрании (конференции) тайным анием, если не определена первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников или работники у данного работодателя не объединены в какие-либо профсоюзные организации (ст. 37 ТК).

Разработанный проект договора комиссия передает на рассмотрение представителей работников и работодателя.

Все предложения и замечания по проекту договора передаются в комиссию, которая дорабатывает проект и передает его сторонам.

Стороны выносят проект договора на рассмотрение общего собрания (конференции) работников.

После одобрения проекта собранием (конференцией) он подписывается сторонами и в семидневный срок направляется работодателем для уведомительной регистрации в соответствующий орган по труду.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Договоренности, достигнутые между сторонами социального партнерства, оформляются в форме правовых актов социального партнерства: коллективного договора и соглашения.

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Согласно ст. 43 ТК коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлить его действие на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данного работодателя, филиалов, представительств.

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Срок действия соглашения в пределах трех лет определяется сторонами, они же вправе продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Распространение действия соглашения на работодателей зависит от их членства в объединении работодателей, заключивших это соглашение.

Действие соглашения распространяется на всех работодателей, являющихся членами такого объединения.

Источник: https://poisk-ru.ru/s36666t22.html

Трудовое право

Понятие формы и уровни социального партнерства

Система социального партнерства состоит из нескольких уровней (ст. 26 ТК РФ). Социальное партнерство осуществляется на:

  • федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональном уровне, где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевом уровне, где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальном уровне, где устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда, т.е. на уровне одного работодателя (организации).

Формы социального партнерства. Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

  • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров (соглашений) и их заключению;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Ведение коллективных переговоров осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 36—39 ТК РФ. Несоблюдение их влечет административно-правовую ответственность в соответствии со ст. 5.28-5.30 КоАП РФ.

Целью ведения коллективных переговоров является заключение коллективного договора или коллективного соглашения (в зависимости от уровня социального партнерства).

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Коллективный договор — правовой акт, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей на уровне организации (или у индивидуального предпринимателя) и регулирующий социально-трудовые отношения изданном уровне.

Коллективный договор можно рассматривать в качестве дополнительной гарантии защиты трудовых прав работников, ибо, как правило, в нем содержатся дополнительные льготы и гарантии, какие-либо преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В коллективный договор включаются обязательства работников и работодателя по наиболее важным для работников вопросам: оплата труда, выплата пособий, компенсаций, переобучение, условия высвобождения работников, рабочее время и время отдыха, улучшение условий и охраны труда работников, оздоровление и отдых работников и членов их семей и т.п.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства

Виды соглашений. По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Двухсторонние соглашения заключаются представителями работников и представителями работодателей. В трехстороннем соглашении, помимо этого, принимают участие соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение предусматривает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Межрегиональное — принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне двух и более субъектов РФ. Региональное соглашение заключается на уровне одного субъекта РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Оно может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение касается условий труда, гарантии, компенсаций и льгот работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельный направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источник: https://isfic.info/vanob/nirub18.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.