Помощь молодому учителю

Десять советов молодому учителю

Помощь молодому учителю

Советы для молодого учителя

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку,хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядныепособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиесяприветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно -недисциплинированных ребят.

Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательностьорганизованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждыйраз все меньше и меньше времени. 2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ееможно приготовить на перемене.

Не приучайте дежурных оставлять на столе учителязаписку с фамилиями отсутствующих. 3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: Кто не выполнил домашнеезадание? – это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания- дело неизбежное.

Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занятделом, помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.

4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемныхситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы.

Держите в поле зрения веськласс. Особенно следите за теми, у кого внимание не-устойчивое, кто отвлекается. Предотвращайтепопытки нарушить рабочий порядок.

5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могутзаниматься на уроке посторонними делами.

6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованныйхарактер. Укажите ученику над чем ему следуетпоработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть онииспытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметитьположительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишкомчасто и за небольшие усилия. 8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного. 9. Удерживайтесь от излишних замечаний.

10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощидругих. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не даетвам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

В помощь молодому учителю.

Методическиерекомендации

Памяткаобобщения опыта учителя

  1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
  3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
  4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
  5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.
  6. Дальше доклад. Сначала – черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать “наукообразно”. Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
  7. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.
  8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
  9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)
  11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

    Памятка для составления тематического плана (примерная схема)

    Общие вопросы плана:

    1 – дата; 2 – номер урока по теме; 3 – тема урока; 4 – тип урока; 5 – триединая задача урока; 6 – методы обучения; 7 – повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 – виды контроля знаний и обратной связи;

    9 – планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.

    Частные вопросы, решаемые на уроке:

    1 – реализация воспитательного потенциала урока;

    2 –

    осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3 – дидактические средства урока; 4 – самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 – методы закрепления пройденного на уроке;

    6 – домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

Рекомендации по составлению индивидуального плана посамообразованию.

 Индивидуальный план самообразования на2009-2010 учебный год.

Учителя ___________________________________

Классного руководителя __ класса

МОУ СОШ

___________________________________________

Образование________________________________

Категория __________________________________

Год обучения на курсах ______________________

1. Общешкольная тема

2. Индивидуальная тема

3. Когда начата работа над проблемой

4. Когда предполагается закончить работу

5. Цели и задачи самообразования по теме

6. Основные вопросы, намеченные для изучения

7. Литература по теме

8. Чей опыт предполагается изучить

9. Творческое сотрудничество по теме

10. Практические выходы (доклады, рефераты)

История молодого учителя в пяти конфликтах

                                     Задачка с тремя неизвестными

Источник: http://www.liskyedu.narod.ru/molodspec.html

Помощь молодому учителю в профессиональном становлении

Помощь молодому учителю

ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ

Аушахманова Б.Т.

методист Инновационный центр развития

образования и воспитания

управления образования

Павлодарской области

Каждый год во многих школах встречают молодых учителей, выпускников пединститута. Эта тема стара, как мир. И тем не менее, вечна и всегда волнующа: это тема новых судеб.

  Статью, которую вам предлагаю, может кому-то показаться тоже «старой», традиционной. Но не спешите с оценкой: выполнять традиционные советы, как и следовать простым истинам, как заповедям, — самое трудное дело.

  Становление молодого педагога можно сделать интенсивным процессом развития профессионализма, самоопределения личности. Этот процесс нуждается в умелом научно-методическом сопровождении, причём на каждом этапе начала карьеры:

– при вхождении в профессиональное образовательное пространство;

– в профессиональном самоопределении;  

– в творческой самореализации;

– в проектировании профессионального роста;  

– в период самоорганизации и развитии профессиональной карьеры.

Два ведущих направления выделяются в становлении учителя: профессионализация (новые качества профессионала) и социализация (появление новых качеств личности).

Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей — первый год их работы.

Экзамен, который держит учитель в течение всего первого года работы, может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии, но может также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя.

Многое, конечно, зависит от самого молодого учителя. Однако это не снижает роли и не снимает ответственности и с руководителей школы, всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

Адаптации молодого учителя в этот период тесно связана с специфическим объектом его труда — с учащимися. Благоприятное вступление его в профессию, контакты с детьми определят дальнейшее профессиональное благополучие и профессиональные неудачи.

Не менее значимы и контакты с опытными педагогами. Для начинающих трудовая деятельность мастеров — школа профессионализма мастерства, ответственного отношения к своему делу.

Надо ли убеждать руководителей школы, как важно привлечь учителей мастеров к передаче опыта молодым? Рационально организованное руководство становлением профессионального мастерства начинающих учителей создаёт предпосылки к объединению всех членов коллектива, к разработке единой педагогической платформы, также влияющей на слаженность производственной деятельности учителей всех возрастов.

Сегодня широкое распространение получила педагогическая диагностика как система методов и средств изучения профессионального опыта молодого учителя. Она помогает выявить его затруднения, способствует поиску оптимальных путей их преодоления.

Вместе с тем позволяет определить и сильные стороны учителя, наметить способы их развития в индивидуальном стиле педагогической деятельности.

Наиболее эффективным при проведении диагностики является использование метода экспертных оценок и статистического анализа информации.

При этом осуществляется оценка труда как бы со стороны, но при диагностике учитель получает сведения о требованиях к своему труду, о способах оценки и тем самым овладевает умением самостоятельно диагностировать свой труд и опыт, обретает способность к самоанализу и самооценке.

Руководителям школы полезно ознакомить молодых учителей со способами, разработанными В.П. Беспалько. Он выделил четыре основных компонента профессионального самосознания:

– «актуальное Я» — каким сейчас себя видит учитель;

– «ретроспективное Я» — каким он себя видит на начальных этапах работы;

– «идеальное Я» — каким хотел бы стать учитель;  

– «рефлексивное Я» — как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают руководители школы, коллеги, ученики и родители.

Актуальное «Я» — центральный элемент профессионального самосознания учителя и основывается на трёх других.

Этапы самодиагностики — самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самокоррекция — образуют замкнутый цикл. Молодой педагог учится исследовать свою деятельность, определять свои затруднения, потребности, возможности для самосовершенствования деятельности.

Молодой учитель становится активным субъектом своего профессионального роста. Таков личностно ориентированный развивающий подход в управлении профессиональным становлением молодого педагога.

Он существенно отличается от традиционного директивно опекающего стиля, при котором учитель долго остаётся учеником, нуждается в «костыле».

Самодиагностика, саморефлексия избавляют молодого педагога от мелочной опеки, очень быстро выводят его на новый уровень самоорганизации — в режим непрерывного профессионального самосовершенствования. Это высшая ценность управления профессиональным становлением молодого специалиста в контексте личностно ориентированного подхода.

Учиться нелегко, молодому учителю предстоит обучать и воспитывать детей, завладевать их сердцами, корректировать и совершенствовать их поступки, показывать и доказывать детям: «как правильно учить и учиться!» С одной стороны – субъектом обучения должен быть он сам в качестве цели восприятия, обогащения и подготовки реализации своих педагогических идей, накопленных педагогами данного коллектива. Принимая молодого учителя в свой педагогический коллектив, мы должны обучать, направлять, корректировать деятельность молодого учителя в разных аспектах его деятельности.

Многие вопросы интересуют и беспокоят молодого учителя:

– составление планов уроков

– грамотная постановка триединой дидактической цели урока

– координация работы учащихся

– отслеживание качества получаемой информации на уроке учениками и рефлексия

– повышение эффективности учебного процесса

– высокое качество обучения с реальными результатами

Основополагающие задачи школы при работе с молодыми специалистами:

– работа с нормативными документами

– разработка планов уроков

– постановка домашнего задания

– анализ урока

– успехи молодого учителя

– особенность общения с коллегами

– методы работы с родителями

– поведение преподавания

В помощь молодому учителю

Работа с нормативными документами включает в себя знакомство:

– с инструкциями

– Уставом школы

– приказами по режиму работы школы

– нормативами проведения контрольных, проверочных работ, зачетов.

В помощь молодому специалисту. Правила для учителя

  1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собст­венного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовер­шенствованию.

  2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать об­становку взаимопонимания, от которой существенно зависит и харак­тер нравственных отношений в школе.

  3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся – один из важ­нейших регуляторов нравственных отношений.

    Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, – такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитан­никами.

    Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требова­ния и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность.

  4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости – важнейшие нрав­ственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоот­ношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях.

    Нравственные отношения не мо­гут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому прояв­лению чуткости своих воспитанников к другим людям.

    Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней.

Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать спо­собность откликаться на чужое несчастье.

  1. Помощь детям в трудные моменты – одна из моральных норм, регу­лирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее по­рой до самопожертвования. Его долг – чутко относиться к детям, ох­ваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю ду­шевную боль.

  2. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами админи­стративного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению от­рицательного заряда в нравственной атмосфере.

  3. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, посто­янно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу прово­димых мероприятий, не подменять их, не “активизировать” окликом или угрозой.

  4. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от на­смешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не до­пускать злой иронии при проявлении детьми любознательности – одно из важнейших правил, которыми должен руководствоваться учитель во взаи­моотношениях с учащимися.

  5. Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных по­ступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.

  6. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на со­вершенствование системы нравственных отношений, ее саморегули­рование.

  7. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит по­следнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребен­ка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это подло и противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее – обязательное пра­вило для учителя.

  8. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и не­любимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.

  9. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положи­тельные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.

  10. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливо­сти, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкре­пляться его трудовой деятельностью и всем образом жизни. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.

  11. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему интимными тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных кон­фликтах.

  12. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориента­ции, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фак­тов, но не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.

  13. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход – один из основных элементов и требований педагогической тактики.

  14. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основан­ные на четком представлении о добре и зле, – одно из важнейших требований этики настоящего учителя.

  15. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоот­ношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей.

    Только глубокий интерес учите­ля к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Постарайтесь названные нормы сделать правилами вашего про­фессионального поведения. Вне всякого сомнения, что следование им укрепит ваш авторитет.

Использованная литература

Л. Маслова. Методическая работа в школе №02. 2009г.

(Л.Г. Охотин. Психологические основы урока. – М.: Просвещение, 1977)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/pomoshch-molodomu-uchitieliu-v-profiessional-nom-stanovlienii

Рекомендации молодому специалисту

Помощь молодому учителю

Советы для молодого учителя

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно – недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.  2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.  3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? – это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания – дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. 4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабымповерить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок. 5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами. 6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку. 7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия. 8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного. 9. Удерживайтесь от излишних замечаний.

    10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

В помощь молодому учителю.

Методические рекомендации

  1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения задуховнымразвитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
  3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
  4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
  5. Набросайте краткий план темы (3-4 основныхвопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.
  6. Дальше доклад. Сначала – черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать “наукообразно”. Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
  7. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.
  8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
  9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)
  11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи. 

    Памятка для составления тематического плана (примерная схема)

    Общие вопросы плана:

    1 – дата; 2 – номер урока по теме; 3 – тема урока; 4 – тип урока; 5 – цели и задачи урока; 6 – методы обучения; 7 – повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 – виды контроля знаний и обратной связи; 9 – планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.

    Частные вопросы, решаемые на уроке:

    1 – реализация воспитательного потенциала урока; 2 – осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3 – дидактические средства урока; 4 – самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 – методы закрепления пройденного на уроке;

    6 – домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

История молодого учителя в пяти конфликтах

Задачка с тремя неизвестными

Источник: https://litvinovichi.schools.by/pages/sovety-molodomu-uchitelju

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.