Полномочия депутата городского совета

Какие полномочия и ограничения есть у депутатов Государственной Думы?

Полномочия депутата городского совета

Что может депутат

Статус депутата ГД определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы».

В соответствии с ним формами деятельности депутата являются:

  • участие в пленарных заседаниях, работе комитетов и комиссий, а также в парламентских слушаниях;
  • внесение законопроектов и поправок к ним;
  • внесение парламентского и направление депутатского запроса;
  • обращение с вопросами к членам Правительства, приглашенным на заседания.

Также депутат имеет право направить «обращение к соответствующимдолжностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегосянарушения прав граждан».

Парламентские запросы Государственная Дума (они принимаются на заседаниях большинством ) может направлять Председателю и членам Правительства РФ, Генеральному прокурору, председателям Следственного комитета, Центрального банка, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, а также ПФР, ФСС и ФОМС.

Им может направить свой депутатский запрос и парламентарий.

При этом должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании ГД) или письменной форме не позднее чем через 15 дней. В свою очередь, на ответ на депутатский запрос закон отводит не более 30 дней.

Еще одно право депутата — на первооочередной прием.

 По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, организаций независимо от форм собственности, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Наконец, в соответствии с Конституцией и Законом «О статусе…» депутат обладает неприкосновенностью — не может быть подвергнут обыску или допросу (за исключением случаев задержания на месте преступления) или привлечен к уголовной или административной ответственности. Решение о снятии депутатской неприкосновенности принимается на заседании ГД по представлению Генеральной прокуратуры.

Какие обязанности и ограничения есть у депутата

Депутатом не может быть гражданин, имеющий паспорт, либо вид на жительство или иной документ, дающий право на проживание в другой стране, непогашенную судимость или признанный недееспособным. Также он не может быть одновременно депутатом ГД и любого иногозаконодательного (представительного) органа власти и не можетпараллельно находиться на государственной или муниципальной службе.

Строгие ограничения установлены Законом для парламентариев для ведения бизнеса: депутат не имеет права «заниматься предпринимательской или другой оплачиваемойдеятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности». 

При этом образовательная, научная или творческая деятельностьне может финансироваться из‑за рубежа.

Также депутаты не могут «участвовать в деятельности по управлениюхозяйственным обществом или иной коммерческой организацией; входить в составорганов управления, попечительских или наблюдательных советов, иностранных НПО».

Не имеют права депутаты и «получать в связи с осуществлением соответствующихполномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды,денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха,транспортных расходов) от физических и юридических лиц».

Наконец, закон четко прописывает запрет для парламентариев иметь за границей счета или хранить сбережения в зарубежных банках. За нарушение этоготребования, а равно за непредоставление данных о своем имуществе и имуществеблизких родственников депутату может грозить лишение полномочий.

Еще два строгих требования Закона: депутат Государственной Думы обязан принимать личное участие в заседании — как пленарном, так и в заседаниях комитетов и комиссий, и обязан поддерживать связь с избирателями.

В том числе, депутат должен «рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода».

За систематическое неисполнение этих обязанностей депутат также может быть лишен своих полномочий.

Наконец, по Закону «депутат обязаны соблюдать этические нормы». 

Ответственность за нарушение указанных норм устанавливается Регламентом.

Источник: http://duma.gov.ru/news/29119/

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ДУМЫ

Полномочия депутата городского совета

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ДУМЫ

Статья 6. Формы деятельности депутата

Формами деятельности депутата являются:

участие в заседаниях Думы;

участие в формировании и работе  комиссий Думы;

выполнение поручений Думы 

внесение в Думу в порядке нормотворческой инициативы проектов нормативных правовых актов, а также поправок к ним, участие в разработке нормативных правовых актов;

участие в депутатских слушаниях;

обращение с депутатским запросом;

участие в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы;

участие в расследованиях, проводимых Думой;

и) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, иных лиц;

участие в работе депутатских объединений; фракций;

работа с избирателями.

Деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных законами, а также Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

Статья 7.  Участие депутата в заседаниях Думы

Депутат Думы принимает личное участие в заседании  Думы и пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым  Думой поселения, а также комиссией Думы, членом которой он является.

Депутат имеет право:

избирать и быть избранным в  комиссии и на соответствующие должности в Думе;

высказывать мнение по персональному составу создаваемых Думой  органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой ;

предлагать вопросы для рассмотрения Думой;

вносить проекты правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на заседании Думы;

вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на заседании Думы;

вносить предложения о заслушивании на заседании Думы  внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного Думе в соответствии с Уставом;

ставить вопрос о недоверии составу образованных или избранных Думой органов или избранным, назначенным или утвержденным ей должностным лицам в случаях, установленных Уставом;

вносить в Думу  предложения о необходимости проведения проверки исполнения Устава и нормативных правовых актов Думы органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования;

участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседаниях Думы, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам ания, давать справки;

оглашать на заседаниях Думы   обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;

обращаться с депутатским запросом;

передавать председательствующему текст выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений, для  включения в протокол заседания Думы;

осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

При невозможности присутствовать на заседании Думы, на заседании её  комиссии депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя Думы, председателя комиссии.

Отсутствие депутата на заседании Думы без уважительной причины не допускается. Депутат может ознакомиться  с материалами очередной Думы и дать письменное мнение по всем вопросам повестки заседания.

По решению Думы  фамилии депутатов, отсутствующих на заседании, с указанием причин отсутствия могут доводиться до избирателей через средства массовой информации

Статья 8. Участие депутатов в заседаниях комиссий Думы

Депутат принимает участие в работе  комиссий, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. Депутат может принимать участие в работе комиссий Думы, членом которых он не является, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

В случае несогласия с решением  комиссии по проекту нормативного правового акта, принимаемого Думой, депутат имеет право внести свое предложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего нормативного правового акта. Внесенные им поправки подлежат обязательному рассмотрению Думой, и по ним проводится ание.

Депутат по решению Думы  может быть выведен из состава  комиссии за систематическое неучастие в ее работе в порядке, установленном Регламентом Думы, иными нормативными правовыми актами Думы.

Депутат своевременно информируется о времени созыва, месте проведения заседания Думы, заседаний ее  комиссий, вопросах, выносимых на их рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам.

Статья 9. Выполнение депутатом поручений

Депутат выполняет поручения Думы. Решения о даче депутату поручения  принимаются на  заседаниях Думы или соответствующих комиссий и отражаются в протоколах.

Статья 10. Обращение депутата с нормотворческой инициативой

Депутат Думы имеет право нормотворческой инициативы, осуществляемой в форме внесения в представительный орган:

проектов нормативных правовых актов;

проектов актов о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Думы;

поправок к проектам нормативных правовых актов Думы  по вопросам, отнесенным к компетенции Думы.

Предложения депутата, внесенные в порядке нормотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению Думой. Порядок осуществления депутатом нормотворческой инициативы определяется Регламентом Думы.

Статья 11. Участие депутата в депутатских слушаниях

Депутат участвует в депутатских слушаниях, проводимых по решениям Думы, в том числе выступает на этих слушаниях в ходе обсуждения проектов нормативно-правовых актов поселения и (или) вопросов, имеющих важное общественное значение.

Статья 12.  Депутатское обращение и депутатский запрос

Депутат или группа депутатов имеют право на обращение непосредственно к органам местного самоуправления, главе местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории поселения государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций  независимо от форм собственности, по вопросам, входящим в компетенцию Думы.

Депутатский запрос вносится на заседании Думы  в письменной форме, оглашается, и по нему принимается соответствующее решение. Лицу, к которому обращен депутатский запрос, направляются заверенная копия решения о признании обращения депутата депутатским запросом и подлинник обращения депутата признанного депутатским запросом.

Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами актов органов местного самоуправления, то Дума может признать его депутатским запросом и включить в повестку дня своего заседания.

Должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный Думой срок.

Депутатский запрос и письменный ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен запрос, на заседании Думы  или доводятся до сведения депутатов иным путем в порядке, установленном Регламентом Думы. Депутат вправе дать оценку ответа на запрос. По результатам рассмотрения запросов Думой поселения может быть принято решение.

Запрос, ответ на него и решение Думы, затрагивающие права, свободы и интересы граждан, подлежат обязательному обнародованию в средствах массовой информации.

Статья 13. Осуществление депутатом контроля за соблюдением нормативно-правовых актов местного самоуправления

Депутат участвует в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы  путем участия в проверках, подготовки предложений по результатам проверок.

Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод, законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном по требованию депутата представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.

Статья 14 .Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата

По вопросам, связанным с депутатской деятельностью, на территории поселения депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений.

При обращении депутата в органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, находящиеся на территории муниципального образования, их должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документы с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и коммерческой тайне. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов вышеуказанные руководители органов и должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 15 дней со дня получения письменного обращения депутата.

Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования, общественные объединения обязаны оказывать депутату содействие в осуществлении его полномочий.          Вмешательство депутата в хозяйственную деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм, деятельность органов дознания, органов прокуратуры, следователей и судов не допускается.

Статья 15. Обращение депутата в средства массовой информации

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации.

Депутат несет ответственность за достоверность материалов, представляемых им к публикации.

Статья 16. Работа с избирателями

Депутаты отчитываются перед избирателями во время встреч с ними, а также информируют их о своей деятельности через средства массовой информации не реже одного раза в год. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата. Под требованием о проведении отчета необходимо собрать не менее 1% подписей от числа избирателей данного избирательного округа.

Депутат в пределах предоставленных ему полномочий:

принимает меры по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов своих избирателей;

рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, при необходимости направляет их в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм,     осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением;

участвует в рассмотрении в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от организационно-правовых форм вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

изучает общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, учитывает их при разработке нормативных правовых актов Думы;

участвует в работе органов территориального общественного самоуправления, в собраниях избирателей, в том числе по месту их жительства, работы, службы, учебы; использует иные формы работы с избирателями и населением.

Избиратели могут давать наказы депутату. Порядок организации работы с наказами избирателей определяется Думой.

Статья 17. Обязанности депутата

Депутат обязан:

соблюдать правила депутатской этики, установленные Думой. Ответственность за нарушение правил депутатской этики устанавливается Регламентом Думы;

отчитываться перед избирателями.

Для обеспечения отчетов, встреч с избирателями, по просьбе депутата, администрация поселения, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов, встреч, направляют для участия в них своих представителей, а также представляют необходимые справочные и информационные материалы, оказывают другую помощь;

– выполнять поручения Думы, поручения  комиссии, членом которых он является.

Источник: http://www.vostokuprava.ru/regdum/pologeniestatusdep/293-pravaobyz

Депутаты городской Думы: доходы и полномочия

Полномочия депутата городского совета

В Воронеже 13 сентября состоятся выборы в городской парламент, жители областного центра будут ать за депутатов, которые затем должны будут представлять их интересы в Думе в ближайшие четыре года.

Опрос телеграм-канала «Абырвалг», проведенный некоторое время назад, показал, что горожане плохо представляют, зачем вообще нужны депутаты. Это довольно странно, учитывая то, что аудитория мессенджера «Телеграм» считается довольно образованной и разбирающейся в политике. Если даже подписчики общественно-политического канала мало знают о депутатах, что говорить об остальном населении?

Редакция Полиграф.Медиа решила немного упростить задачу своим читателям и в преддверии выборов рассказывает о полномочиях депутатов. Ранее в нашем СМИ вышла статья о депутатах областной Думы, сегодня поговорим о городской.

Вводная справка

Всего депутатов в Воронежской городской Думе 36. Большинство из них – члены партии «Единая Россия». КПРФ представляют три человека: Константин Ашифин, Андрей Померанцев и Светлана Звягина. Два депутата от «Справедливой России» – Артем Рымарь и Олег Турбин, и один представитель ЛДПР – Олег Бурцев.

При этом, согласно информации на сайте городской Думы, по состоянию на конец 2018 года депутатами на постоянной основе являлись только три человека – председатель Думы Владимир Ходырев, председатель постоянной комиссии городской Думы Сергей Колиух и его заместитель Сергей Кудрявцев. Более свежих данных на официальном сайте городского парламента найти, к сожалению, не удалось.

Остальные депутаты, несмотря на то, что активно участвуют в политической жизни города, ведут параллельно и другую деятельность, в том числе, порой, и незаконную.

Устав, имущество и бюджет

Полномочий у депутатов довольно много. В начале коснемся тех, что наиболее заметны рядовым горожанам.

Так, депутаты гордумы утверждают местный бюджет и принимают отчет о его исполнении, принимают устав города и внесение в него изменений и дополнений.

Также к их полномочиям относится:

  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
  • утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
  • Также депутаты обязаны контролировать органы местного самоуправления и имеют право принять решение об удалении главы муниципального образования в отставку.

Мэр и чиновники

Напомним, что мэра в Воронеже уже несколько лет не выбирают всенародным анием.

Теперь эта функция также относится к полномочиям исключительно депутатов гордумы – они выбирают главу городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

То же самое касается и порядка назначения на должности руководителей структурных подразделений администрации Воронежа.

Собственники и благоустройство

Утверждение правил благоустройства в Воронеже также лежит на плечах народных избранников. Кроме того, они отвечают и за следующие вопросы:

  • определение перечня объектов муниципальной собственности городского округа, не подлежащих отчуждению, и максимального размера стоимости сделок с имуществом, заключаемых администрацией городского округа и ее структурными подразделениями без согласия с городской Думой;
  • установление порядка отчуждения муниципального имущества, внесения его в уставный капитал юридических лиц либо залога;
  • утверждение порядка сдачи в аренду, передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества.

Финансы и кредит

Именно депутаты городской Думы, согласно букве закона, уполномочены принимать решение о получении администрацией городского округа кредитов на срок более трех лет, а также выдаче муниципальных гарантий в пределах лимитов источников внутреннего финансирования бюджета городского округа, утвержденного городской Думой на текущий финансовый год и плановый период. Также парламентарии могут принимать решение о выпуске муниципальных займов.

Еще о финансах

Кстати, сама Дума обходится городскому бюджету довольно недешево. Так, согласно документации, размещенной на сайте парламента, в 2018 году городская Дума потратила на свое содержание 104 359 000 рублей. На оплату труда и взносы социального страхования – 89 359 000, а на «иные выплаты лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» – 14 826 000.

Так, например, председатель гордумы Владимир Ходырев заработал за 2018 год 4 177 384 рубля. Сергей Колиух заметно меньше – 2 372 217 рублей. А пресс-секретарь Думы, которая не является депутатом, но также получает зарплату, Руслана Переславцева – и вовсе копейки: 1 690 232, то есть около 140 000 рублей в месяц.

Генеральный план

Однако вернемся к полномочиям. Депутаты городской Думы имеют право утверждать генеральный план города, правила землепользования и застройки.

В их же ведении находятся местные нормативы градостроительного проектирования, программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, депутаты уполномочены определять в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также изъятия земельных участков для муниципальных нужд.

Скорее всего, из этих пунктов становится понятным, почему в Думе часто так много представителей строительной отрасли.

Памятники и СМИ

Городской парламент также уполномочен учреждать печатные средства массовой информации и утверждать порядок установки памятников, мемориальных досок и иных памятных знаков в Воронеже.

Распоряжаться имуществом, закрепленным за городской Думой, решать вопросы территориального устройства городского округа; утверждать структуры администрации городского округа и принимать решения о наделении правами юридического лица структурных подразделений администрации городского округа.

В законе говорится, что по представлению главы города Дума может рассматривать вопросы, отнесенные к ведению городской администрации.

Депутаты – людям

Одна из немаловажных функций депутатского корпуса – помощь собственным избирателям. Механизм работы Думы предполагает, что любой гражданин может обратиться к депутату своего округа с жалобой или просьбой.

Сейчас сделать это довольно просто – нужно зайти на сайт Думы, выбрать там раздел «Электронная приемная», заполнить нужные поля и отправить депутату. Важно: обращения – как и в любой госорган – не могут быть анонимными. Всенародно избранный депутат обязан отреагировать на обращение в установленный законом срок.

Там же, на сайте, можно по адресу проживания найти и «своего» депутата. И сделать это лучше сейчас, пока депутаты, собирающиеся остаться в Думе на следующий срок, вдохновлены предвыборной гонкой.

Анна Филатова

Новости по теме

  • 14.12.2020, 21:01

Источник: https://poligraf.media/vlast/20200722/polnomochiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.