Полиция при осуществлении в целях обеспечения безопасности

Вскрывай, стреляй, оцепляй

Полиция при осуществлении в целях обеспечения безопасности

Госдума приняла в первом чтении законопроект, уточняющий и расширяющий права полицейских.

Новые нормы разрешают правоохранителям вскрывать автомобили и квартиры, выставлять оцепление вокруг жилых домов и применять огнестрельное оружие не только при попытках граждан опасно приблизиться или прикоснуться к амуниции, но и в других случаях, которые полицейский оценивает как «угрозу нападения».

В МВД уточняют, что схожими полномочиями уже обладают бойцы Росгвардии и ФСО. При обсуждении законопроекта в Госдуме возникла дискуссия, смогут ли полицейские класть «все, что угодно» в машины граждан и падает ли доверие к правоохранителям в обществе.

Поправки к закону «О полиции» разработаны в МВД РФ и внесены в Госдуму правительством.

Сотрудникам правоохранительных органов предлагают дать право оцеплять «территории, жилые помещения, строения и другие объекты» по решению полицейского руководства (сейчас речь идет лишь об «участках местности»), проникать в «жилые и иные помещения, на земельные участки» для задержания правонарушителей.

В закон предлагается добавить ст. 15.1 «Вскрытие транспортного средства», разрешив полиции делать это для «спасения жизни граждан», «обеспечения общественной безопасности при массовых беспорядках» и в режиме ЧС.

Вскрывать машины также можно «для пресечения преступления», задержания правонарушителей и даже для проведения осмотра, если полицейский подозревает, что внутри находятся «предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные». Отдельно оговаривается, что вскрывать машины можно, если граждане заперлись внутри.

Расширен и перечень случаев применения огнестрельного оружия.

Сейчас по ст. 23 закона «О полиции» это разрешается делать в 12 случаях, включая защиту себя и граждан от «посягательств», освобождение заложников и отражение групповых нападений. В ст.

 24 закона оговаривается, что полицейский с «обнаженным оружием» имеет право применять его при попытке приблизиться или прикоснуться к его амуниции.

Думские поправки разрешают применять оружие еще и против граждан, «совершающих иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения».

Замминистра внутренних дел РФ Игорь Зубов заявил в Госдуме, что поправки соответствуют «отечественному и зарубежному опыту», а схожие полномочия уже есть у других силовиков, в частности вскрывать автомобили могут бойцы Росгвардии, а ФСО пользуется схожими нормами применения оружия.

Однако заместитель главы думской фракции «Справедливой России» Олег Шеин не понял, зачем нужны новые полномочия в «условиях эффективной работы» полиции, сославшись на статистику, свидетельствующую о сокращении числа преступлений в РФ в полтора раза с 2000 года, а убийств и прочих тяжких преступлений — вчетверо за это же время.

Господин Зубов ответил, что полиция «не требует ничего сверхъестественного», поправки «вынашивались годами» и лишь устраняют «пробелы базового закона».

Содокладчик, зампред комитета Госдумы по безопасности Эрнест Валеев подчеркнул, что «дополнительных полномочий у полиции не появляется», заверив, что более четко расписанные регламенты работы как раз и защищают граждан «от произвола» силовиков.

В поправках говорится, что полицейский «не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей».

Депутата Сергея Иванова в связи с этим заинтересовала норма об отсутствии ответственности силовиков «за вред гражданам и организациям» при вскрытии машин.

Господин Зубов фактически связал появление этой нормы с высоким уровнем правовой грамотности граждан, растущим числом обращений в суды с исками к полицейским о возмещении ущерба, а также позицией пленума Верховного суда РФ о том, что сотрудники правоохранительных органов не несут материальной ответственности за свои законные действия. При этом заместитель главы МВД РФ заверил: у подчиненных с принятием законопроекта не появится «большее ощущение безнаказанности», поскольку их действия и так предельно «зарегламентированы».

Глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков говорил, что поправки легализуют сложившуюся практику досмотра автомобилей или выставления оцепления, но предупреждал, что под новые нормы применения огнестрельного оружия можно «задним числом подвести любую стрельбу по гражданам».

«Раньше к милиционеру бежали, а сейчас от полицейского убегают»,— поделилась депутат Госдумы Тамара Плетнева, предположив, что поправки позволят сотрудникам правоохранительных органов «положить все, что угодно» в автомобили «непонравившихся» им граждан.

Депутат Вера Ганзя возмутилась, что поправки «ограждают от преследования» полицейских, упомянув падение доверия к ним в обществе.

Игорь Зубов на это заявил о доверии в 50–70% в РФ к институту полиции — «на уровне передовых государств» — со ссылкой на неназванных социологов. Он заверил, что полицейский сейчас «десять раз подумает, прежде чем вытащить оружие».

По его статистике, в 2019 году сотрудники МВД применяли огнестрельное оружие около 1 тыс. раз, при этом погибли 26 человек, а неправомерными были признаны лишь три факта применения.

Александр Воронов

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4604778

Презентация на тему Основные права и обязанности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности

Полиция при осуществлении в целях обеспечения безопасности

Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация на тему Основные права и обязанности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Основные права и обязанности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности Выполнила Фаттахова Вилена ПД-418

2 слайдОписание слайда:

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению общественного порядка и безопасности в системе исполнительной власти в соответствии с законом создаются разнообразные государственные органы.

Среди них можно выделить те, которые специально созданы для обеспечения общественного порядка и безопасности.

К ним относятся органы внутренних дел, которые входят в систему государственных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью.

3 слайдОписание слайда:

В соответствии с Положением о МВД России в круг его задач входит обеспечение в пределах установленных полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина, организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, а также организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия. Решение этих задач самым непосредственным образом влияет на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

4 слайдОписание слайда:

Министр внутренних дел несет персональную ответственность за выполнение, возложенных на МВД России задач. Составной частью системы Министерства внутренних дел РФ является полиция, призванная защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенная правом применения мер принуждения.

5 слайдОписание слайда:

Федеральный закон «О полиции», четко определил назначение полиции в нашем государстве.

Это защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.

В числе основных направлений деятельности полиции Федеральным законом определена задача обеспечения правопорядка в общественных местах, которая выполняется, в основном, силами строевых подразделений органов внутренних дел.

6 слайдОписание слайда:При выполнении данной задачи, строевые подразделения ОВД должны выполнять следующие, возложенные на полицию в Российской Федерации обязанности: – обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
7 слайдОписание слайда:

– обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством РФ содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

8 слайдОписание слайда:

– принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

9 слайдОписание слайда:

– участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

10 слайдОписание слайда:

– прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

11 слайдОписание слайда:

– оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

12 слайдОписание слайда:

Входя в государственную систему обеспечения общественного порядка и безопасности, подразделения полиции по охране общественного порядка в зависимости от объема и специфики выполняемых задач строятся и функционируют на трех уровнях управления: федеральном, региональном и местном. Характер правоохранительного воздействия подразделений по охране общественного порядка органов внутренних дел на сферу общественного порядка зависит от содержания выполняемых ими задач и места в системе органов внутренних дел.

13 слайдОписание слайда:

Подразделения по охране общественного порядка – это совокупность взаимосвязанных, взаимозависящих подразделений полиции, имеющих закрепленные в законе компетенцию и организационную структуру, функционирующую в целях охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах, обеспечения общественной безопасности, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, собственности от преступных и иных противоправных посягательств, своевременного реагирования на изменения оперативной обстановки.

14 слайдОписание слайда:

Основными силами органов внутренних дел, обеспечивающими охрану общественного порядка и общественной безопасности являются подразделения патрульно-постовой службы.

15 слайдОписание слайда:

Спасибо за внимание!

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Курс повышения квалификации

Проверен экспертом

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-osnovnye-prava-i-obyazannosti-policii-v-sfere-ohrany-obshestvennogo-poryadka-i-obespecheniya-obshestvennoj--4667834.html

Правовые основания наружного досмотра

Полиция при осуществлении в целях обеспечения безопасности

Основное назначение полиции состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан (и неграждан) Российской Федерации, а также противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти и т.д.

Исполняя свое прямое назначение по основным направлениям деятельности, сотрудники полиции пресекают преступления и административные правонарушения, обеспечивая правопорядок в общественных местах.

Основной объем работы по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности принадлежит патрульно-постовой службе полиции. Высокая общественная значимость деятельности вышеназванной службы полиции определяет необходимость приведения ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, государства и общества от преступных посягательств.

При выполнении своих служебных обязанностей сотрудникам полиции предоставлены права, перечень которых закреплен в ст.

13 ФЗ “О полиции”, в том числе предоставляется право доставлять физических лиц в служебное помещение территориального органа МВД России, осуществлять их принудительное препровождение.

Правовые основания доставления и порядок применения данной меры достаточно детально регламентированы ФЗ “О полиции” и законодательством об административных правонарушениях.

При осуществлении доставления сотрудники полиции нередко сталкиваются с оказанием противодействия, которое выражается не только в пассивном неповиновении законным требованиям сотрудникам полиции, но и в активном воспрепятствовании осуществления законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности общества.

В последнее время участились случаи нападения на сотрудников правоохранительных органов, в том числе и с применением предметов, используемых в качестве оружия.

В практике известны случаи, когда правонарушители подчиняются требованиям сотрудников полиции и прекращают противоправное поведение, но при доставлении в отдел полиции нападают на полицейских, используют для нападения всевозможные предметы и создают реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников ОВД.

В настоящее время существует проблема неоднозначного толкования таких понятий, как “наружный досмотр” и “наружный осмотр”, а также отсутствия законодательного закрепления права сотрудников полиции проводить наружный досмотр (осмотр) физических лиц перед их доставлением в территориальный орган МВД России.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации показал отсутствие среди широкого круга полномочий полиции норм права, направленных на обеспечение личной безопасности самих сотрудников полиции при проведении наружного досмотра физических лиц.

На основании п. 16 ст. 13 ФЗ “О полиции” в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения полицейские имеют право в порядке ст. 27.

7 КоАП РФ осуществлять личный досмотр физических лиц в присутствии двух понятых.

Личный досмотр является мерой административного обеспечения, цель которого обнаружить орудия или предметы совершения административного правонарушения, впоследствии приобщаемые к делу в качестве доказательств.

В исключительных случаях, если есть достаточные основания предполагать, что физическое лицо может иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр (досмотр вещей, находящихся при физическом лице) может быть осуществлен без понятых.

Но эти действия проводятся в целях обнаружения орудий совершения административного правонарушения или даже уголовного преступления. В Федеральном законе “О полиции” нет положений о проведении наружного досмотра как о мере личной безопасности сотрудников полиции.

В соответствии с п. 18 ст.

13 ФЗ “О полиции” сотрудники полиции имеют право осуществлять “в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру – не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места”. В таком случае у граждан есть право выбора: подвергаться личному осмотру или нет, но тогда будет отсутствовать право прохода в конкретное общественное место. И граждане подвергаются личному осмотру добровольно, а ведь они не совершали никаких правонарушений.

Обеспечивая безопасность и антитеррористическую защищенность зданий ОВД, сотрудники полиции имеют право “требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах, осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей”. И в таких случаях граждане, не совершившие правонарушения, также добровольно подвергаются личному досмотру и (или) осмотру.

Изъятие опасных предметов, обнаруженных в ходе проведения наружного досмотра и которые могут быть использованы доставляемым физическим лицом для нападения на сотрудников полиции, в законодательстве никак не урегулировано.

В п. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции говорится о проведении досмотра как о мере, направленной на обеспечение безопасности сотрудников полиции: “…

в зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан.

Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются”.

Это положение закреплено в ведомственном приказе МВД России, который регламентирует деятельность сотрудников полиции, но граждане зачастую не знают, да и не обязаны знать, содержание ведомственных приказов правоохранительных органов.

Однако и для сотрудников полиции данное положение представляется размытым. В Уставе ППСП само определение понятия наружного досмотра отсутствует, а также не прописаны условия его проведения. Сотрудникам полиции предлагается проводить наружный досмотр путем похлопывания, прощупывания элементов одежды физических лиц.

Но в ходе такого наружного досмотра, во-первых, не всегда возможно обнаружить предметы, которые могут быть использованы досматриваемым лицом в качестве оружия, а во-вторых, часто возникают вопросы со стороны досматриваемых лиц по поводу законности и обоснованности действий сотрудников полиции.

Гражданам незнакомо само понятие “наружный досмотр”, они понимают его как “личный досмотр” и требуют соблюдения законности со стороны сотрудников полиции, обязательного присутствия понятых и составления протокола. Зачастую и сами сотрудники полиции путаются в понятиях “наружный досмотр”, “наружный осмотр”, “личный досмотр”, “личный обыск”.

Не совсем понятен порядок проведения наружного досмотра физического лица, при котором будут обнаружены предметы, подлежащие изъятию.

Вызывает сомнение правомерность положения Устава ППСП о немедленном изъятии оружия и предметов при проведении досмотра без понятых: “…обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются”.

В п. 4 ст. 27.7 КоАП РФ есть упоминание об исключительных случаях проведения личного досмотра без понятых: “…

при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых”.

Не совсем ясна процедура приобщения к материалам дела оружия, которое изымается при наружном досмотре. Ни в одном нормативном правовом акте не регламентирована процедура перехода наружного досмотра в личный досмотр.

Также непонятна процедура оформления веществ, обнаруженных в ходе проведения наружного досмотра, которые на первый взгляд не являются запрещенными, но впоследствии таковыми могут оказаться, например: обнаружение вещества растительного происхождения зеленого цвета, которое впоследствии эксперт может признать наркотическим средством.

В таких случаях необходимо привлекать понятых и проводить личный досмотр физического лица, но возникает вопрос, как потом это все оформлять процессуально и доказывать законность действий сотрудников полиции, если это досмотренное физическое лицо будет обжаловать все происходившее в органах прокуратуры.

Иногда проведение наружного досмотра физических лиц помогает оперативно установить личность, своевременно оказать помощь пострадавшим лицам, но правовых оснований проведения наружного досмотра этих лиц в Федеральном законе “О полиции” нет.

Например: физическое лицо оказалось в состоянии, при котором не способно сообщить о себе сведения, а его необходимо отправить в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи, установить адрес проживания, сообщить близким лицам.

Сотрудники полиции проводят наружный досмотр лица, находящегося в бессознательном состоянии, с целью обнаружения документов, удостоверяющих личность. А иногда проведение наружного досмотра позволяет обнаружить и изъять предметы, которые могут быть использованы во вред медицинским работникам.

Какие пути решения можно предпринять? С.В. Белов и М.Ю. Водяная (Омская академия МВД России) предлагают законодательно закрепить право сотрудников полиции на проведение наружного досмотра, проводимого в целях обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, без понятых, дополнив ч. 1 ст. 13 ФЗ “О полиции” п. 15.

1 следующего содержания: “…

осуществлять наружный досмотр граждан, а также досмотр находящихся при них вещей, при наличии оснований для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение, в медицинские организации, в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в целях обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, обнаружения и изъятия предметов, которые могут быть использованы для причинения вреда окружающим или себе”.

На наш взгляд, дополнение в ч. 1 ст. 13 в такой формулировке дает широкое поле деятельности для злоупотреблений при изъятии предметов, поскольку непонятно, каким образом оформлять изъятые предметы и как потом приобщать эти предметы к делу об административном правонарушении или к уголовному делу.

А.В. Равнюшкин (Крымский филиал Краснодарского университета МВД РФ) предлагает внести изменения в ст. 24 ФЗ “О полиции”, изложив ее в следующей редакции: “В целях личной безопасности и безопасности окружающих сотрудник полиции имеет право осуществить наружный досмотр задерживаемого им лица.

Наружный досмотр – мера принуждения, связанная с обеспечением безопасности окружающих лиц и сотрудника полиции, уполномоченного на осуществление доставления, административного задержания, личного досмотра, а также задержания лица, совершившего преступление, проводимых, соответственно, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, выражающаяся в наружном обследовании одежды и вещей без нарушения их конструктивной целостности, а в случае необходимости – с применением специальных технических средств”.

Мы полагаем, что внесение изменений в ст. 24 ФЗ “О полиции” менее целесообразно, поскольку в данной статье прописаны гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции, а мы рассматриваем правовые основания наружного досмотра физического лица. Также А.В. Равнюшкин предлагает внести дополнения в п.

266 Устава ППСП, изложив его в следующей редакции: “Патрульный (постовой) при пресечении административного правонарушения и преступления, доставлении задержанного обязан предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны задержанного оказать сопротивление и (или) совершить нападение путем проведения наружного досмотра.

Наружный досмотр осуществляется на основании статьи 24 Федерального закона “О полиции”.

По нашему мнению, необходимо дополнить п. 13 ст. 13 Федерального закона “О полиции”, изложив его в следующей редакции: “…

доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона; перед доставлением проводить наружный досмотр граждан в целях обеспечения личной безопасности сотрудников полиции. При обнаружении орудий совершения либо предметов правонарушения (опасных веществ) проводить изъятие обнаруженного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.7 КоАП РФ)”.

Кроме того, мы предлагаем закрепить понятие наружного досмотра, дополнив п. 266 Устава ППСП следующим: “…

наружный досмотр является мерой принуждения, применяемой для обеспечения личной безопасности сотрудников полиции и обеспечения защищенности объектов ОВД, при доставлении физических лиц в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение. Изъятие обнаруженного проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.7 КоАП РФ)”.

Внесение этих дополнений закрепит в ФЗ “О полиции” правовые основания проведения сотрудниками полиции наружного досмотра, даст четкое определение понятия наружного досмотра, цели и порядок его проведения.

Изменения помогут сотрудникам полиции повысить уровень личной безопасности при выполнении служебных обязанностей, избежать неоднозначного трактования понятия наружного досмотра, что в результате положительно скажется на доверии граждан к полиции.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e73f2d773d7264d1f665203/pravovye-osnovaniia-narujnogo-dosmotra-5e7b10e57ffbd323a61dd5d8

Действия полиции при охране правопорядка

Полиция при осуществлении в целях обеспечения безопасности

ПАМЯТКА В ПОМОЩЬ ГРАЖДАНИНУ

О Федеральном законе «О полиции» МВД РОССИИ

Служа закону – служим народу!

Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

При обращении гражданина к полицейскому полицейский обязан:

– назвать свои должность, звание, фамилию;

– внимательно выслушать обратившегося;

– принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Полиция имеет право проверять удостоверения личности граждан в случаях, если:

– имеются основания подозревать их в совершении преступления имеются основания полагать, что они находятся в розыске

При обращении полицейского к гражданину полицейский обязан:

– назвать свои должность, звание, фамилию;

– предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение;

– после чего сообщить причину и цель обращения:

– Имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении

– Имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом

Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 7, часть 1).

Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию (статья 7, часть 3).

В случае обращения в полицию полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом (статья 5, часть 7).

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 5, часть 6).

Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности (статья 9, часть 4).

В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод.

Полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (статья 9, часть 3).

Полиция в своей деятельности должна учитывать общественное мнение, которое является одним из основных критериев официальной оценки ее работы (статья 9, часть 6).

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И БОРЬБЫ с ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ ПОЛИЦИЯ ИМЕЕТ ПРАВО (статья 13):

– требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а также действий, препятствующих осуществлению законной деятельности представителей органов власти;

– проверять документы, удостоверяющие личность граждан, в случаях, если:

•   имеются основания подозревать их в совершении преступления;

•   имеются основания полагать, что они находятся в розыске;

•   имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном

правонарушении;

•   имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным

законом;

– проверять у граждан, должностных лиц и общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию;

– вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

– подвергать приводу в полицию граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

– в связи с расследуемыми уголовными делами и делами об административных правонарушениях запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченного сотрудника полиции сведения, справки, документы и другую необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, от органов власти, организаций, должностных лиц и граждан;

– при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

– участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации, получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений сведения, составляющие налоговую тайну;

– запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо полученными в результате дорожно-транспортных происшествий;

– в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о совершении преступлений и административных правонарушений, а также в связи с их расследованием беспрепятственно посещать, по предъявлении служебного удостоверения, государственные и муниципальные органы, организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных или административных дел;

– патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты и использовать другие формы охраны общественного порядка;

– требовать от граждан покинуть место совершения преступления или происшествия для проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

– не допускать граждан на отдельные участки и объекты, либо обязывать оставаться на местах, либо покинуть их – в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан;

– обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если они создают угрозу жизни и здоровью как для себя, так и для других граждан, объектам собственности, нарушают работу организаций и движение транспорта;

– принудительно препровождать граждан в служебное помещение территориального и муниципального органа или подразделение полиции с целью:

•   решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решить этот вопрос на месте);

•   установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске, уклоняется от исполнения уголовного наказания либо является пропавшим без вести;

•   защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью;

– доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;

– осуществлять личный досмотр граждан, находящихся при них вещей и транспортных средств при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества и взрывные устройства, наркотические или психотропные средства либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества (при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения);

– останавливать транспортные средства в целях обеспечения безопасности дорожного движения, проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы, осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов с составлением соответствующего акта;

– проводить при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов;

– привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству, устанавливать негласное сотрудничество с гражданами на безвозмездной или возмездной основе;

– объявлять о вознаграждении за помощь в раскрытии преступлений и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных обязанностей;

– в служебных целях беспрепятственно пользоваться средствами связи госучреждений, а в безотлагательных случаях – средствами связи негосударственных организаций и граждан;

– использовать в безотлагательных случаях транспортные средства госучреждений, организаций, а в исключительных случаях (для пресечения преступлений, срочной медицинской помощи и других) – транспортные средства, принадлежащие гражданам, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транс портными средствами, с возмещением понесенных ими расходов либо материального ущерба.

Действия полиции при охране правопорядка

ЗАДЕРЖАНИЕ (статья 14)

До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

ПОЛИЦИЯ ИМЕЕТ ПРАВО ЗАДЕРЖИВАТЬ (статья 14, часть 2):

– лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

– лиц, совершивших побег из-под стражи или из психиатрического лечебного учреждения, а также скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение;

– лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного или административного наказания;

– лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, а также уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения принудительных мер медицинского

характера, назначенных судом;

– лиц, находящихся в розыске;

– лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях;

– военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления;

– лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа;

– лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты;

– лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих;

– лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, до передачи их иностранному государству.

ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ ОБЯЗАН (статья 14, часть 3):

– сначала назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

– затем разъяснить задержанному причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина; после этого разъяснить его права:

– на юридическую помощь;

– на услуги переводчика;

– на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания;

– на право на отказ от дачи объяснения.

Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 411;

Источник: https://studopedia.net/13_22486_deystviya-politsii-pri-ohrane-pravoporyadka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.