Погребение

Погребение

Погребение

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

***

Как под­го­то­вить усоп­шего к погре­бе­нию?

В преж­ние вре­мена под­го­тов­кой к погре­бе­нию (омы­вали тело, оде­вали в новую одежду, при­гла­шали в дом свя­щен­ника) зани­ма­лись срод­ники и близ­кие усоп­шего. Этими забо­тами о теле покой­ного близ­кие отда­вали послед­ний долг любви своему усоп­шему.

Сего­дня, к сожа­ле­нию, при наступ­ле­нии смерти люди ста­ра­ются «изба­виться» от своего усоп­шего род­ствен­ника, пере­ло­жив заботы о нем на плечи работ­ни­ков морга и риту­аль­ных агентств.

Если вы отправ­ля­ете покой­ного в морг, пере­дайте туда и чистую одежду для его оде­ва­ния, а заби­рая его оттуда, обя­за­тельно наденьте на усоп­шего натель­ный крест. Скорее всего, после пре­бы­ва­ния в морге креста на нем не ока­жется.

На тело усоп­шего миря­нина помимо обыч­ных одежд в неко­то­рых обла­стях наде­вают саван, белый покров, напо­ми­на­ю­щий о белой одежде кре­ще­ния. Омытое и обла­чен­ное тело пола­га­ется на при­го­тов­лен­ном столе лицом вверх, к востоку. Гроб пред­ва­ри­тельно окроп­ля­ется святою водой.

Уста покой­ного должны быть сомкнуты, руки сло­жены на груди, кре­сто­об­разно во сви­де­тель­ство веры в Рас­пя­того. Поло­же­ние во гроб совер­ша­ется при чтении молит­во­сло­вий: Три­свя­тое, «Отче наш…» и пении стихир. Иногда пола­гают во гроб до пани­хиды.

При поло­же­нии во гроб иерея до пани­хиды поются ирмосы: «Помощ­ник и Покро­ви­тель…», а в дни святой Пасхи поются сти­хиры: «Да вос­крес­нет Бог…».

Какова сим­во­лика погре­бе­ния хри­сти­а­нина?

Тело чело­века, по воз­зре­нию Церкви, – освя­щен­ный бла­го­да­тию таинств храм души. «Тлен­ному сему над­ле­жит облечься в нетле­ние, и смерт­ному сему облечься в бес­смер­тие» (1Кор.15:53). Поэтому уже с апо­столь­ских времен Цер­ковь любовно забо­тится об остан­ках умер­ших бра­тьев по вере.

Образ погре­бе­ния усоп­ших дан в Еван­ге­лии, где опи­сано погре­бе­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа.

Хотя пра­во­слав­ный обряд при­го­тов­ле­ния тела усоп­шего к погре­бе­нию в дета­лях не сов­па­дает с вет­хо­за­вет­ным, он все же имеет с ним общую струк­туру, кото­рая выра­жа­ется в сле­ду­ю­щих основ­ных момен­тах: омо­ве­нии тела, обла­че­нии его, поло­же­нии во гроб, чтении и пении погре­баль­ных молитв, пре­да­нии земле.

Омо­ве­ние тела водою про­об­ра­зует буду­щее вос­кре­се­ние и пред­сто­я­ние пред Богом в чистоте и непо­роч­но­сти.

Этот обычай мы нахо­дим уже в книге Деяний святых апо­сто­лов, где упо­ми­на­ется одна из первых хри­сти­а­нок святая Тавифа, уче­ница апо­стола Петра: «Она была испол­нена добрых дел и тво­рила много мило­стынь.

Слу­чи­лось в те дни, что она зане­могла и умерла. Ее омыли и поло­жили в гор­нице» (Деян.9:20–21).

Чело умер­шего укра­ша­ется вен­чи­ком, кото­рый сим­во­ли­зи­рует тот венец, о кото­ром сказал святой апо­стол Павел: «А теперь гото­вится мне венец правды, кото­рый даст мне Гос­подь, пра­вед­ный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, воз­лю­бив­шим явле­ние Его» (2Тим.

4:8), На вен­чике изоб­ра­жа­ется Спа­си­тель с пред­сто­я­щими Ему Божией Мате­рью и Иоан­ном Пред­те­чей. Тело покры­ва­ется свя­щен­ным покро­вом во сви­де­тель­ство веры Церкви, что умер­ший нахо­дится под покро­вом Хри­сто­вым.

На гроб архи­ерея воз­ла­га­ется мантия, а покров – сверх мантии. В руки покой­ного вла­гают икону Спа­си­теля или Рас­пя­тие.

Вокруг гроба ставят четыре под­свеч­ника со све­чами: один у головы, другой у ног и два по обеим сто­ро­нам гроба; в сово­куп­но­сти они изоб­ра­жают крест и сим­во­ли­зи­руют пере­ход усоп­шего в Цар­ство истин­ного света.

Когда тра­ди­ци­онно совер­ша­ется погре­бе­ние и отпе­ва­ние усоп­шего хри­сти­а­нина?

Погре­бе­ние усоп­шего хри­сти­а­нина совер­ша­ется на третий день после его смерти, при этом в отсчет дней всегда вклю­ча­ется самый день кон­чины, даже если смерть насту­пила за несколько минут до полу­ночи.

При чрез­вы­чай­ных обсто­я­тель­ствах – войнах, эпи­де­миях, сти­хий­ных бед­ствиях – допус­ка­ется погре­бе­ние и раньше тре­тьего дня.

Погре­бе­ние не совер­ша­ется в первый день Пасхи и в день празд­ника Рож­де­ства Хри­стова до вечерни.

Откуда вяза­лась тра­ди­ция посы­па­ния тела в гробу землей?

Раньше гробом назы­вали саму могилу. Отсюда и недо­ра­зу­ме­ние: в Треб­нике читают, что «пола­гают мощи во гроб», после чего «свя­щен­ник, взем персть лопа­тою, кре­сто­видно мещет верху мощей». Уже неве­до­мое коли­че­ство лет люди при­выкли к тому, что надо сыпать землю в гроб, кото­рый раньше назы­вали киво­том, то есть ящиком.

Какие виды погре­бе­ния суще­ствуют в Пра­во­слав­ной Церкви?

В Пра­во­слав­ной Церкви раз­ли­ча­ются четыре вида, или чина погре­бе­ния, а именно: погре­бе­ние мир­ских чело­век (т.е. мирян), мона­хов, свя­щен­ни­ков и мла­ден­цев.

Сюда же необ­хо­димо отне­сти чин погре­бе­ния, совер­ша­е­мого в Свет­лую сед­мицу. Все чины погре­бе­ния по своему составу сходны с заупо­кой­ной утре­ней или все­нощ­ным бде­нием.

Но каждый чин в отдель­но­сти имеет и свои осо­бен­но­сти.

Каков пра­во­слав­ный взгляд на кре­ма­цию?

Кре­ма­ция нахо­дится вне пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Мы верим, что в конце исто­рии про­изой­дет вос­кре­се­ние мерт­вых по образу Вос­кре­се­ния Христа Спа­си­теля, то есть не только душой, но и телом. Если мы допус­каем кре­ма­цию, то тем самым как бы сим­во­ли­че­ски отка­зы­ва­емся от этой веры.

Конечно, речь здесь идет только о сим­во­лах, ибо и похо­ро­нен­ное в земле чело­ве­че­ское тело также пре­вра­ща­ется в прах, но Бог силою Своей из праха и тления вос­ста­но­вит тело каж­дого.

Кре­ма­ция, то есть созна­тель­ное раз­ру­ше­ние тела усоп­шего, выгля­дит как отказ от веры во все­об­щее Вос­кре­се­ние.

Какие суще­ствуют суе­ве­рия при погре­бе­нии?

Род­ствен­ни­кам нельзя нести гроб; род­ствен­ни­кам нельзя копать могилу; бере­мен­ным нельзя при­сут­ство­вать при погре­бе­нии; в могилу нужно бро­сить деньги на сча­стье, а если умер­ший курил, поло­жить в гроб пачку сига­рет; на могиле нужно выпить спирт­ное за упокой души усоп­шего и налить в стакан или оста­вить в бутылке «душе успо­шего»; нужно знать, какой доро­гой идти на клад­бище и ухо­дить с него, при этом нельзя обо­ра­чи­ваться, если оклик­нут…

* * *

См. также ОТПЕ­ВА­НИЕ, ПОМИНКИ, ПОМИ­НО­ВЕ­НИЕ УСОП­ШИХ, ПАНИ­ХИДА, СМЕРТЬ.

Источник: https://azbyka.ru/pogrebenie

Похоронные обряды и традиции у православных. Подготовка, погребение

Погребение

  • Сейчас просматривают: 2
  • Всего просмотрели: 14312

Православные традиции и обряды настолько тесно переплелись с древнеславянскими, что отделить одно от другого практически невозможно. Особенно это касается похоронных обрядов.

Вспомните: всегда, если в доме кто-то умер, завешивают зеркала. Но мало кто знает, что это не православная традиция, а языческая. Батюшка назовет такое действие суеверием, хотя и строго судить не станет.

Ведь наши корни и связь с предками настолько сильны, что легче закрыть на что-то глаза, чем пытаться полностью искоренить.

И все же нужно выполнять определенный порядок действий, чтобы провести родственника в последний путь по-православному, без язычества и собственных домыслов.

Сразу после смерти тело омывают, читая молитвы. Облачают в чистые, лучше новые одежды, надевают нательный крестик, который покойный носил при жизни. Покойного укладывают в гроб, обрызгивают тело святой водой. Руки скрещивают на груди, обязательно, чтобы правая было сверху левой.

На лоб кладут венчик, рядом крест, в руки – икону (лик Спасителя мужчине, Божьей Матери женщине). Потом читают канон и в доме зажигают свечу или лампадку.

После смерти в храме заказывают Сорокоуст, так называется церковное поминовение за упокой. Похоже, это связано с тем, как православные крестятся – только правой рукой.

Говорится, что все, что исходит от правой руки – божественное, а от левой – демоническое. Огонек свечи или лампадки должен гореть все время, пока умерший находится дома.

Считается, что покинув тело, душа может испугаться темноты, а свет пламени ее успокоит.

Говоря начистоту, похоронный обряд у православных начинается еще при жизни. То, что наши бабушки “собирали себя на похороны”, очень по-христиански: Церковь одобряет, когда человек готовится к смерти.

Это значит, что он осознает ценность жизни и со смирением принимает свою неизбежную участь. Поэтому неудивительно, что у православных сразу после смерти родственника под рукой должны быть и новые одежды, и иконы, и венчик, и свечи.

Подразумевается, что все это было заготовлено заранее.

Отпевание – это не просто молитва за душу покойного. Это прощение всех грехов, в которых раскаялся умерший. Кстати, отсюда и пошла традиция приглашать священника к смертному одру, пока человек еще жив, в сознании и может раскаяться. Те грехи, в которых умерший не успел признаться и попросить за них прощения, батюшка отпустить не может, они “остаются за покойным”.

Есть и множество запретов, которые, тем не менее, в нашей стране часто нарушаются. К примеру, нельзя приглашать оркестр на похороны, кремировать тело, хоронить и отпевать на Пасху или Рождество. Отпевание проходит в храме, проводится уполномоченным лицом – священником. Обряды отпевания и погребения проходят так:

Гроб с телом привозят в церковь или часовню при кладбище, ставят перед алтарем. Возглашается “Вечная память”, священник читает молитву, отпускает покойному грехи. В это время родные держат свечи и молятся за душу близкого.

Когда молитва батюшки окончена, родные подходят попрощаться, целуют икону или крест, обходят вокруг гроба. А вот и еще одно распространенное суеверие: гроб не должны нести близкие родственники. На православных похоронах тело умершего несут именно родные, это священный долг и большая честь.

После этого гроб закрывают, погружают в катафалк и отправляются на кладбище.

Перед могилой священник читает молитву. Родные кидают на гроб по горсти земли. Обряд погребения завершен.

После этого ставят православный крест. Ставят его не так, как традиционный памятник, а в ногах, чтобы к нему было обращено лицо покойного.

Конечно, не всегда есть возможность проводить похороны именно на третий день после смерти или приглашать священника: это платно, причем сумма далеко не символическая. Поэтому отпевание обычно заказывают “заочно”.

В этом случае батюшка сам проводит необходимые ритуалы и передает родственникам горсть земли с отпевания. Эту землю надо будет как можно скорее высыпать на могилу.

После похорон проводится поминальная трапеза. Если есть возможность, родные могут заказать поминки в кафе, если нет, поминают дома. Обычно, пока самые близкие родственники едут на кладбище, кто-то остается готовить. Например, можно попросить помочь соседей.

Поминки проводятся сразу после похорон, то есть на третий день после смерти. Если похоронили раньше, после погребения не поминают, ждут третьего дня. Если позже, тогда в день погребения. На 9, 40 дни и годовщину также поминают. Кстати, предписано в течение всех сорока дней после смерти раздавать милостыню, молиться и совершать всякие богоугодные дела – все это тоже считается поминовением.

Трапеза не должна быть “пышной”, похороны не повод для банкета.

Запрещено слушать музыку, но главное, на поминках не должно быть алкоголя! Пусть это будут простые блюда, которые быстро готовятся, потому что поминки лучше проводить в молитве или воспоминаниях о близком, чем хлопоча по хозяйству.

Например, традиционно православные поминают усопших кутьей. Это простая каша, приятная на вкус и, как говорят святые отцы, не требующая практически никакой мирской суеты.

Спустя год крест, установленный на могиле в день похорон, скорее всего станет неопрятным или вообще придет в негодность. И не удивительно, учитывая, что большинство таких крестов деревянные.

Дерево, как известно, гниет и портится от осадков, солнца и ветра. Деревянный крест нужно демонтировать и поставить на его место долговечный памятник, который будет хранить память о близком долгие, долгие годы.

С этой задачей лучше всего справиться монумент из гранита.

Но православный памятник, неважно, из дерева он или из гранита, должен иметь форму восьмиконечного креста. На нем нельзя размещать фото, но разрешается сделать портрет и памятные надписи у подножия.

+7 (499) 348-15-43
Позвоните нам
или оставьте свой номер телефона,
Мы готовы позвонить Вам прямо сейчас, помочь выбрать, ответить на все вопросы

Источник: https://danila-master.ru/articles/pohoronnyj-obrjad-u-pravoslavnyh.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.