Подходы к образованию детей с ограниченными возможностями

Современные подходы к организации образования детей с особыми возможностями здоровья в ДОУ

Подходы к образованию детей с ограниченными возможностями

Алевтина Костылева
Современные подходы к организации образования детей с особыми возможностями здоровья в ДОУ

В современном мире каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учётом его индивидуальных возможностей («Конвенции о правах ребёнка» (1989, «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993).

Гарантии реализации права на образование закреплены и в новом, вступившем в силу 1 сентября 2013 года, Федеральном законе «Об образовании в РФ», в котором государство Российской Федерации гарантирует получение бесплатного дошкольного образования каждому маленькому гражданину, проживающего на территории этого субъекта.

Одной из актуальных проблем специальной педагогики является поиск путей оказания качественной коррекционной помощи детям с особыми возможностями здоровья (далее – с ОВЗ).

С принятием нового закона об образовании закрепилось понятие «инклюзивное образование», которое определяется в законодательном документе как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися общеобразовательных организаций. Таким образом, с вступлением в силу нового закона об образовании дети с ограниченными возможностями здоровья на деле получают равные образовательные возможности с остальными детьми, как это принято во всем цивилизованном мире.

Для осуществления предоставленных возможностей по организации инклюзивного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, необходимо создать определённые условия.

Закон прописывает создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определённого уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ёлочка» г.

Надыма» – единственное учреждение в Надымском районе, в котором функционируют группы компенсирующей направленности с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:

• для детей с задержкой психического развития;

• для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата средней степени выраженности.

Группы созданы с целью максимально возможной социальной адаптации детей с ОВЗ, социально-личностной реабилитации воспитанников, овладения ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения.

На основании Государственой программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175, Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, Окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы в МДОУ «Ёлочка» в рамках сетевого взаимодействия объектов инфраструктуры с 2011 года внедрено 3 социально-значимых проекта социальной интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство:

«Детоцентрированная организация инклюзивного образования в ДОУ компенсирующего вида посредством частичной интеграции детей с ОВЗ в среду сверстников «Общение без границ»;

«Интеграция детей-инвалидов, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учета их образовательных возможностей и потребностей» (в рамках муниципальной инновационной площадки);

«Особый ребёнок» (организация работы группы выходного дня для детей-инвалидов, не посещающих ДОУ).

Внедрение проектов социальной интеграции в практику дошкольного образования позволяет создавать необходимые условия функционирования механизма безбарьерной среды, содействовать обогащению социально-культурного потенциала, направленного на расширение возможностей детей с ОВЗ, их личностное развитие, приобретение навыков разнопланового взаимодействия с окружающими, формирование у детей с ОВЗ предпосылок успешной адаптации к школьному обучению.

Для продуктивного совместного обучения детей с различными нарушениями развития, из набора имеющихся в практике дошкольного образования базовых моделей интеграции в диапазоне от полной до эпизодической, в учреждении используется частичная и временная интеграция.

В 2011 году в ДОУ стартовал проект детоцентрированной организации инклюзивного образования в ДОУ компенсирующего вида посредством частичной интеграции детей с ОВЗ в среду сверстников «Общение без границ.

В нём представлена модель инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, направленная на обеспечение дошкольниками достаточного уровня сформированности социально-личностной компетентности через расширение возможностей социальных контактов.

Для каждого ребёнка с ОВЗ, участника проекта, осуществлён подбор наиболее подходящегосоциально-абилитационного комплекса: группы ДОУ, конкретной тактики сопровождения, условий обеспечения индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, графика пребывания ребёнка в группе и посещения занятий, наиболее приемлемых моделей взаимодействия и формы инклюзивных мероприятий. Реализация системы мероприятий осуществляется междисциплинарной творческой группой,в состав которой входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагоги специализированных групп для детей с задержкой психического развития и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, под руководством координатора проекта. За прошедший период в группы общеразвивающей направленности было интегрировано 5 человек.

В соответствии с планом мероприятий по развитию вариативных форм дошкольного образования в муниципальном образовании Надымский район на 2011-2015 годы (приказ МУ «УДО» от 27.06.2011г. №67/1) в рамках функционирования инновационной площадки «Территория помощи» (приказ ДО Администрации муниципального образования

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-podhody-k-organizaci-obrazovanija-detei-s-osobymi-vozmozhnostjami-zdorovja-v-dou.html

Современные образовательные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации

Подходы к образованию детей с ограниченными возможностями

Вязовая М.В.

Новосибирский государственный педагогический университет

г. Новосибирск

Научный руководитель – Храпченкова И.В., к.п.н., доцент, НГПУ

Современные образовательные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами» 

Али Апшерони.

В настоящее время, перемены в системе школьного образования не могли не отразиться и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ).

Кроме того, внедрение современных образовательных технологий в школьных образовательных организациях, продиктовано и социальным заказом родителей, которые на данном этапе, предъявляют более серьезные требования к образованию и воспитанию детей в ШОО.

На мой взгляд, современные образовательные подходы к воспитанию и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагают использование новых образовательных технологий, методик преподавания, разнообразных форм и методов обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания и развития, социальной адаптации воспитанников, а также формирования личностной гармонии и здоровья.

Очень хорошо помню, как несколько лет назад на занятии, когда мы с детьми играли в игру «Придумай словечко», я с изумлением услышала от своих воспитанников «новые словечки», не якорь, а Яндекс, не кукла, а компьютер. « Вот они, современные дети!» – подумала я тогда.

А вскоре, сделала не менее интересное, на мой взгляд, открытие: в детский сад мои воспитанники стали приносить не машинки или кукол, а планшеты, различные игровые консоли и такие электронные игрушки приковывали внимание всех малышей группы.

Именно тогда, все эти наблюдения, для меня сложились как детали в пазле – если все современные гаджеты так притягивают наших детей, значит, просто необходимо задействовать это «притяжение» в нужном русле, и я взяла на вооружение современные информационно-коммуникационные технологии.

Вы можете мне возразить, «все новое, это хорошо забытое старое», что раньше логопеды и без компьютера успешно справлялись, используя привычный наглядный материал.

Но раньше и детки были другие. Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.

Кроме того, на современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Если в 2002году, у нас в ШОО наблюдался 1 ребенок с задержкой интеллектуального развития сложного генеза, то уже в 2016 количество детей с аналогичными нарушениям возросло до 40%.

И сегодня, «методика использования только картинок», результатов практически не дает, моим детям с тяжелыми нарушениями речи, не интересно и утомительно из дня в день рассматривать и называть одно и то же, пришло время использовать современные образовательные технологии. Что же такое современные образовательные технологии сегодня?

Современные инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Я думаю, что сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом не изучая, обширный арсенал образовательных технологий.

Из всего многообразия предлагаемых технологий обучения, в своей работе с детьми с ОВЗ, я активно использую игровые технологий, также меня интересует использование компьютерных ресурсов, но и без технологий: проблемного обучения, дифференцированного подхода, разноуровнего обучения, технологии коллективного способа обучения, и особенно, здоровьесберегающих технологий свою деятельность уже не представляю. Пальчиковые гимнастики, динамические паузы, релаксация, Су-Джок терапия, самомассаж биологически активных зон, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, и конечно, соблюдение норм СанПиН – вот о чем, я как специалист, просто не имею права забывать, какие бы современные образовательные подходы к образованию и воспитанию детей, я бы не использовала.

Мои ребята все разные, для каждого из них, свой, индивидуальный образовательный маршрут, к каждому – свой образовательный подход, что эффективно для одного, необязательно подойдет другому, но, безусловно, все они любят играть.

Актуальность использования игровых технологий, как средства коррекции, для меня обусловлена тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Не стоит забывать слова А. С. Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.… Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»

Используя игровую форму проведения уроков, особое внимание обращаю на создание игровой мотивации, которая, как мы знаем, выступает средством побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. «Игра практически с древних времён выступает как форма обучения», писал Ян Коменский.

Куклотерапию – я на своих занятиях использовала давно, а с появлением информационно-коммуникационных технологий, у меня появилась возможность соединить такой «интересный» для детей компьютер, с дидактическими возможностями игры, что и стало в результате важным направлением в моей коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Как я использую информационно-коммуникационные технологии в своей работе?

– Подбор иллюстративного (дополнительного познавательного) материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинета.

– Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

– Оформление документации, отчетов.

– Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей (для проведения занятий дома), и в процессе проведения родительских собраний.

Мой опыт работы показывает, что электронные игры естественно вписываются в жизнь школы и являются ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения, а также, что немаловажно, позволило «активизировать» родителей моих воспитанников. Для себя, я отметила, что домашние задания с презентацией (на флеш-накопителе), выполняются с большим интересом, как детьми, так и родителями.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Я считаю, что современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, новые педагогические технологии способствуют не только наилучшему усвоению ребенком информации, а так же положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка.

Последние годы, я активно использую в своей работе современные образовательные технологии, мои детки с удовольствием идут заниматься – играя, а я, видя их восторженные глаза при виде новой компьютерной игры – презентации, каждый раз думаю, как хорошо, что я не побоялась ввести новое в свою работу.

В своей работе с детьми с ОВЗ я широко использую здоровьесберегающие технологии, так как они позволяют решить приоритетные задачи современного школьного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья, обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье.

Самые яркие моменты в моей деятельности – это успехи моих воспитанников, доброжелательные, благодарные слова родителей. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели.

А еще я думаю, одной важнейшей целью педагога является повышение профессионального мастерства т.к. в конечном счете, успех образовательного учреждения зависит от педагогического коллектива, ведь в наших руках будущее наших детей.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Современному специалисту невозможно работать без творчества. Но мир не стоит на месте, возможно, в будущем то, что мы сейчас называем «современные образовательные технологии» перестанут интересовать моих воспитанников, и не будут являться «надежным инструментом, своего рода волшебной палочкой» в моих руках.

Список литературы

1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005.

2. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. – 2005. – №4.

3. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 7.

4. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб.: Педагогика, 1996.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/sovriemiennyie_obrazovatiel_nyie_podkhody_k_obuchieniiu_i_vospitaniiu_dietiei_s_

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.