Подготовка и переподготовка безработных

Правовое регулирование экономических отношений

Подготовка и переподготовка безработных

⇐ Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения

В целом ряде случаев наиболее действенным видом помощи безработным гражданам со стороны государства является организация их профессионального обучения: профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.

Дело в том, что существуют разные виды безработицы. В частности, различают фрикционную и структурную безработицу. Фрикционная безработица выступает в виде временной потери работы, включая смену места работы, поиск более высокооплачиваемой, с лучшими условиями труда и т. д.

Этот вид безработицы обычно связан с движением рабочей силы с одного предприятия на другое, из одного региона в другой.

Фрикционная безработица обусловлена техническим несовершенством рынка труда, отсутствием информации об имеющихся вакансиях, несоответствием между наличной рабочей силой и свободными рабочими местами.

Причиной структурной безработицы является несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест, явившееся результатом структурных изменений в экономике. Подобные изменения приводят к тому, что на некоторые профессии спрос резко уменьшается или вообще исчезает, в то время как на другие — включая новые, ранее не существовавшие — увеличивается.

Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма существенна.

Если в условиях фрикционной безработицы безработные обладают навыками, которые они могут «продать» при найме на работу, то в условиях структурной безработицы безработные не могут получить работу — даже при наличии свободных рабочих мест — без дополнительного обучения, переподготовки, повышения квалификации. В этих условиях на первый план выдвигается такая составляющая государственной политики в сфере занятости, как организация профессионального обучения безработных.

Проблема профессионального обучения безработных является актуальной также в тех случаях, когда безработными являются граждане, вообще не имеющие профессии, или граждане, которые в силу каких-либо причин — например, по состоянию здоровья — утратили способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Во всех этих случаях целью профессионального обучения безработных, организуемого органами службы занятости, является повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, увеличение их возможностей в поиске достойно оплачиваемой работы (или доходного занятия). Естественно, что для этого обучение должно проводиться по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда.

Особенностью профессионального обучения безработных граждан, организуемого органами службы занятости, является то, что оно, как правило, является интенсивным и краткосрочным — в большинстве случаев его продолжительность не должна превышать шести месяцев, в отдельных случаях — одного года. Не допускается получение безработными гражданами по направлению органов службы занятости второго высшего или среднего профессионального образования.

Основными видами обучения безработных граждан являются:

  • профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
  • переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;
  • обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;
  • повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;
  • профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);
  • повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;
  • стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей. (Стажировка может быть как самостоятельным видом обучения, так и одним из разделов учебного плана.)

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляется как в учебных центрах органов службы занятости, так и — в соответствии с договорами, заключаемыми органами службы занятости — в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования.

Гражданам, проходящим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости, выплачивается стипендия, размер которой варьируется в зависимости от категории безработных.

Профессиональное обучение — поддержка, которую государство не может оказать всем безработным.

Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Источник: https://isfic.info/ecos/scas26.htm

Глава 7. Подготовка и переподготовка безработных

Подготовка и переподготовка безработных

Профессиональнаяпереподготовка безработных относитсяк системе дополнительного профессиональногообразования. Это поднятие более широкое,чем профессиональное переобучение,поскольку данный процесс включаетпомимо обучения «другой» профессиипрофессиональную переориентациючеловека, поте-рявшего работу, и егопрофессиональную адаптацию на новомрабочем месте после переобучения.

Организаторомпрофессиональной переподготовкибезработных становится служба занятостинаселения, основной функцией которойявляется содействие безработным;:ражданам в трудоустройстве. Специалисты

службызанятости оказывают профессиональноориентационные услуги безработному наэтапе поиска нового профессиональногостарта, на этапе выбора новогопрофессионального пути и направленияпереподготовки. Безработный нуждаетсяв такой помощи, поскольку не готовсамостоятельно сделать выбор.

Службазанятости направляет безработного напрофессиональное переобучение, оплачиваяего прерывание в техническом образовательномучреждении, с которым заключены договорныеотношения.

Образовательное учреждениезачастую не только обеспечиваетпрофессиональное переобучение человека,но и содействует его последующейадаптации на рабочем месте.

Наорганизацию и содержание профессиональнойпереподготовки безработных влияютмногие факторы, наибольшее значениесреди которых имеют социально-демографическиеи личностные особенности безработныхкак потенциальных обучающихся и каксоискателей рабочего места; особенностипотребностей рынка труда, который, какправило, имеет не только динамический,но и региональный характер.

Важнойхарактеристикой современного рынкатруда является и наличие в нем потокавторичных безработных.

Вторичнобезработным считается соискательрабочего места, который получилПрофессиональное переобучение, но нетрудоустроился или трудоустроился, ноне закрепился, не адаптировался на новомрабочем месте.

Это происходит в силурассогласования между личнымипрофессиональными интересами ипотребностями соискателей рабочихмест, их профессиональной квалификациейи объективной потребностью рынка трудав специалистах.

Возникаетнеобходимость решения проблемы нетолько профессиональной реабилитациине востребованных на рынке труда людей,но и их социальной реабилитации, а такжеприведения профессионально-образовательныхинтересов и потребностей личности, еепрофессиональной квалификации всоответствие объективным потребностямрынка труда.

Одним словом, возникаетнеобходимость соотнесения человекомтрех оценочных категорий: «хочу», «могу»и «надо». Образование рассматриваетсякак один из механизмов решения этойпроблемы, как недостающее звено впроцессе этого согласования.

Причемсущность профессиональной переподготовкибезработных, определение ее целей ифункций не могут быть сведены ни кобновлению или дополнению, ни даже кформированию только профессиональныхзнаний и умений.

Безработныекак субъекты обучения — это особаякатегория. Люди, потерявшие работу врезультате экономических преобразований,спешат взять новый старт в трудовойдеятельности, а поэтому вынужденывключиться в образовательный процесс.

И самому человеку, и обществу важно,чтобы этот новый старт был успешным.Хотя каждый потерявший работу испытываетсвои, индивидуальные затруднения,безработные как специфическая социальнаягруппа имеют общие психологическиехарактеристики.

Уэтой группы населения более, чем у другихкатегорий, нарушено взаимодействие снестабильной производственной,экономической, социокультурной средой.Результаты исследований свидетельствуюто том, что каждый четвертый безработныйне может оценить свой профессиональныйстатус, его соответствие конъюнктурерынка труда.

Это объясняется недостаточнымзнанием требований, предъявляемых кработнику, его несформировавшейся илиамбициозной самооценкой.

В то же времясамооценка профессиональных качествв значительной степени определяетхарактер поведения на рынке труда, успехили неудачу при трудоустройстве, азначит, и скорость протекания процессасоциально-профессиональной реабилитации.

Задачаи результат профессиональной переподготовкибезработных заключаются не столько вприобретении ими новых знаний и умений,сколько в формировании у них мотивацииовладения новой профессией, выявленииспособности определить и успешно пройтисобственный путь нового профессиональногостановления, соответствующий индивидуальнымпотенциальным возможностям и потребностям,определении уровдя квалификации,развития профессионально значимыхкачеств. Поэтому важной функциейпрофессиональной переподготовкибезработных является создание оптимальныхсоциально-педагогических условий дляразвития способности личности ксоциальному взаимодействию, социализациии активной адаптации в новыхсоциально-экономических условиях. Этуфункцию можно обозначить как сопровождениесоциализации безработного.

Выделяютдве группы целей переподготовкибезработных.

Перваягруппа целей, непосредственно связаннаяс процессом обучения, носит андрагогическийхарактер и предусматривает:

— формированиеминимума профессиональных знаний иумений, необходимых для того, чтобыработник приступил к выполнению своихпрофессиональных, производственныхфункций;

— формированиеготовности к овладению и овладениеобобщенными способами деятельности,что в условиях ускоренного профессиональногообучения имеет более важное значение,чем формирование знаний и умений;

— обеспечениеадекватности подготовки специалистаего новому рабочему месту.

Втораягруппа целей связана с развитиемспособности личности активно действоватьв изменяющихся социально-экономическихусловиях, умения мобилизовать потенциальныевозможности и обеспечить себе гарантиив сфере занятости.

Реализация этих целейимеет отсроченный эффект и носитсоциально значимый характер.

Сутьобозначенных целей заключается в том,чтобы улучшить мотивацию безработныхи их реальные возможности применитьсвои знания и умения на рынке трудадлительное время, что предполагает:

— формированиеуверенности в себе, способностипересмотреть свои потенциальныевозможности, умения принимать решенияи определять пути и способы их реализации,развитие познавательных способностей,развитие мотивации;

— обеспечениесоискателю рабочего места, высокойстепени вероятности трудоустроиться;

— развитиеспособности к активной адаптации нарабочем месте;

— формированиепредпосылок к проявлению социальной ипрофессиональной мобильности.

Адаптация— это приспособление индивида к условиямжизнедеятельности.

Способностьадаптироваться к изменяющейся социальнойсреде определяется уровнем развитияличности, в том числе содержанием егознаний, умением действовать сообразноситуации; В андрагогическом контекстеактивная адаптация не простоеприспособление, а успешное выполнениеуже иных профессиональных и должностныхфункций на основе вновь приобретенныхзнаний, умение интерпретировать имеющийсятрудовой опыт у способность самостоятельнодобывать недостающую информацию, с темчтобы воспользоваться ею на практике.

Социальнаяи профессиональная мобильность —способность работника, специалистаправильно трактовать и реагировать набеспрецедентный опыт, с которым он можетсталкиваться в окружающей среде,подверженной быстрым и глубокимизменениям.

Мобильностьпроявляется в эффективном использованииимеющихся в распоряжении знаний иумений, в стремлении приобрести новыезнания и умения, чтобы заполнить любойпробел в системе реагирования наизменения. Она может характеризоватьсяумением учиться, определять уровеньсвоей профессиональной компетентности,умением повышать его с учетом возникающихситуаций.

Анализдостижения целей профессиональнойподготовки безработных позволяетвыделить критерии ее эффективности:факт трудоустройства; адаптация работникана новом рабочем месте; мобильностьспециалиста. Именно эти критериихарактеризуют социально значимыйрезультат профессиональной подготовкибезработных, включая и ее андрагогическийаспект.

Повышениеэффективности обучения безработныхневозможно без обращения к андрагогике,в центре внимания которой находитсявзрослый учащийся с его жизненнымопытом, проблемами, потенциальнымивозможностями и интересами. Поэтомуважно, чтобы преподаватели, работающиес безработными, имели специальнуюподготовку в области андрагогики.

Ихдеятельность должна предусматривать:отзывчивость к требованиям и ожиданиямвзрослых, потерявших работу, пониманиеих проблем; способность реально оцениватьпотенциал обучающихся и прогнозироватьожидающие их трудности; свободноевладение современными технологиямиобучения; умение проводить как групповую,так и индивидуальную работу.

Ключевойвопрос в организации обучения безработных— разработка его содержания.

Какпоказывает отечественный и зарубежныйопыт, смысловой основой переобучениятрудоспособного человека любоговозраста, потерявшего работу, являетсяформирование внутренних предпосылокк изменению своего положения на рынкетруда.

В этих целях используют несколькобазовых моделей обучения, выбор которыхзависит от исходных целевых ипсихологических установок личности.Среди установок личности могут преобладатьориентации на разные виды деятельности:

— любуюработу, обеспечивающую достойныйзаработок;

сменурода деятельности при сохранении (илиповышении) статуса, личностного престижа,который обеспечивался предыдущим местомработы;

— открытиесобственного дела (индивидуального,семейного, корпоративного);

— работув зарубежных фирмах (на совместныхпредприятиях);

— получениеработы, требующей повышения имеющегосяобразовательного уровня;

— «виртуальноеместо работы» в домашних условиях.

Сучетом этих ориентации продуктивноиспользование образовательных программблочно-модульного типа. Анализ причинзатруднений в трудоустройстве и, вчастности, при поиске места работыпозволяет предложить в качествеинварианта следующие содержательныеблоки. Диагностический блок.

Определениеосновных причин, проблем, стреотиповиндивидуальной позиции на рынке труда.Осознан-: выбор модели обучения.Самодиагностика. Социально-психологическийблок.

Помощь в преодолении негативныхустановок в структуре профессиональнойЯ-концепции, «жирование механизмовдеперсонализации (распада личности),изменение отношений с окружающим миром,социумом, людьми. Тренинговое обучениеработе в разных режимах (индивидуальная,групповая, корпоративная деятельность),овладение эмоционально-волевой сферой.Технологический блок.

Обновление инаращивание прикладных умений и навыковв соответствии с требовании времени:владение компьютером, оргтехникой,работа в 1нтернете, вождение автомобиля,бухгалтерский учет, аналитическиеумения, менеджмент, психолого-педагогическиенавыки работы с персоналом.

Коммуникативно-языковойблок. Развитие речи, обучение техникесамопрезентации, формирования имиджа,культурной коммуникации, деловойпереписки.

Лингвистическийблок. Целевое приобретение навыковделового общения на иностранном (илирусском как иностранном) языке (методомпогружения), усовершенствование вобласти иностранного языка, подготовкак тестированию (для знающих язык).

Информационно-поисковыйблок. Формирование культуры информационногозапроса. Обучение работе с базами данных,источниками информации, ориентирующейв структуре рынка труда. Овладениевариативными формами предъявления себяпотенциальным работодателям. Знакомствос современной системой поддержкаинтеллектоемких областей деятельности(гранты, фонды, конкурсы).

Финансово-правовойблок. Знакомство с перечнемнормативно-правовых документов,регламентирующих трудовые отношенияприустройстве на работу, основнымимоделями финансирования в сфере малогобизнеса, с рисками в сфере коммерческихотношений.

Креативныйблок. Развитие креативных способностей,поисковой активности, обучение приемамТРИЗа, различным видам рефлексии.

Валеологическийблок. Освоение приемов поддержания ивосстановления здоровья в условияхинтенсивного труда, стрессовых ситуаций,смены рабочей обстановки.

Последовательностьосвоения содержательных блоков и ихобъем могут быть различными.

Следуетотметить, что экономически невыгоднопереучивание за бюджетные средстваспециалиста, получившего в государственномучебном заведении высшее или среднееспециальное профессиональное образование,с тем чтобы он полностью сменил сферудеятельности или подготовил себя квыполнению менее статусной, новысокооплачиваемой работы. Целесообразнееиспользовать уже имеющийся уровень иопыт деятельности в качестве предпосылочных(стартовых) для дальнейшего профессиональногопродвижения на основе изменения отношенияк нему, коррекции, наращивания, углублениязнаний.

Вкачественном отношении важна ориентацияна требования международной практики.Например, в настоящее время разрабатываетсяЕвропейский стандарт компьютерногообразования взрослого населения1. Естьчетко фиксированные международныетребования к уровням освоения английскогоязыка, правилам вождения транспорта вусловиях той или иной страны, оформлениюконкурсных заявок, составлению резюмеи др.

Важноподчеркнуть, что выбор содержанияобразования должен быть личностноориентирован. Ведь безработный, как ивсякий взрослый человек, приступающийк обучению, располагает неким запасомзнаний и сложившимся набором личностныххарактеристик, которые неизбежноповлияют на успешность обучения ипотребуют выбора в нем индивидуальногопути.

Вопросыдля самоконтроля

1.Какие особенности безработных каксоциальной группы необходимо учитыватьв организации их профессиональнойпереподготовки?

2. В чем сущность факторов, определяющихразвитие системы профессиональнойпереподготовки безработных?

3.Чем отличается профессиональнаяпереподготовка безработных отпрофессиональной переподготовкиработающего специалиста?

4. В чем заключается специфика функций,целей и содержания профессиональнойпереподготовки безработных?

Рекомендуемаялитература

КязимовК. Г. Формирование системы профессиональнойподготовки и переподготовки безработныхв России. — Саратов, 1998.

Личностнаяориентация в непрерывном образовании// Педагогика. — 1996. – № 2.

Образованиевзрослых на рубеже веков: Вопросыметодологии, теории и практики / Подред. Н. А.Тоскиной. — СПб., 2000. — Т. IV. —Кн. 3.

ЦыгановИ. И. Становление рынкапрофессионально-квалификационных услугв условиях переходной экономики // Новыезнания. — 1998. — № 3.

ЧернейкоД. С. Формирование рынка труда: Опыт,проблемы. — СПб., 1999.

Источник: https://studfile.net/preview/5603118/page:8/

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан

Подготовка и переподготовка безработных

В п. 1 ст. 23 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.

К их числу относятся: 1) отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками.

Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями. В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице.

Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности.

В связи с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости освобождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока.

Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, которую ему может предложить орган службы занятости.

В связи с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих которого является готовность приступить к подходящей работе.

Из п. 2 ст.

23 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” следует, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами. Следовательно, по направлению органов службы занятости гражданин может обучаться в учебных заведениях, с которыми орган службы занятости, где гражданин состоит на учете в качестве безработного, заключил соответствующий договор. Для гражданина данное обучение проводится бесплатно. Более того, в ст. 29 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” предусмотрена выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Данная стипендия заменяет пособие по безработице.

Для лиц, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, отработали полный норматив рабочего времени не менее чем за 26 календарных недель, размер выплачиваемой им стипендии составляет 75 процентов от их среднего заработка, исчисленного за три последних месяца по последнему месту работы, но не свыше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого выплачивается стипендия. Стипендия не может быть ниже 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Остальным гражданам стипендия выплачивается в размере стипендий, установленных для соответствующих учебных заведений государством, но не ниже пособия по безработице, которое могло быть им назначено. И в этом случае стипендия не может быть ниже 100 рублей в месяц.

При этом районный коэффициент на территории Крайнего Севера и приравненных к нему местностях применяется к стипендии перечисленных лиц, которая не превышает 100 рублей в месяц.

Тогда как лица, отработавшие норматив рабочего времени, указанные коэффициенты получают ко всем стипендиям, выплачиваемым в указанных местностях.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер стипендии указанных лиц не может быть меньше 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Лица, обучающиеся по направлению органов службы занятости, также имеют право на увеличение стипендии при наличии у них иждивенцев в размерах, которые установлены для аналогичного увеличения пособий по безработице.

В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению службы занятости стипендия выплачивается:

– постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим режимом при обучении на данной территории – в повышенном на 20 процентов размере;

– постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на данной территории – в повышенном на 50 процентов размере;

– постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории этой зоны – в повышенном на 100 процентов размере.

В п. 6 ст. 29 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 процентов сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин.

Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения. Данное решение должно быть законным и обоснованным, оно не может быть продиктовано формальными соображениями.

Например, нерегулярное посещение занятий без уважительных причин при успешном освоении преподаваемых дисциплин едва ли можно признать законным поводом для снижения стипендии или приостановления ее выплаты.

Учебник “Трудовое право России” Миронов В. И.

выплата пособия по безработицевыплаты по безработицевыплата пособий по безработицепонятие безработного

Источник: https://hr-portal.ru/article/professionalnaya-podgotovka-perepodgotovka-i-povyshenie-kvalifikacii-bezrabotnyh-grazhdan

Обучение через центр занятости населения в 2020 году

Подготовка и переподготовка безработных

Каждый гражданин России, оформивший статус безработного, может получить государственную поддержку от биржи труда не только в виде пособия по безработице и других социальных выплат — можно также бесплатно пройти курсы профессиональной переподготовки и освоить новую рабочую специальность. Для этого центры занятости населения (ЦЗН) заключают договоры на профессиональное обучение и дополнительное образование с разными организациями. Можно пройти курсы бухгалтера, отучиться на парикмахера или стать сварщиком. Вариантов, как правило, много, и в каждом городе они разные. Получить направление на обучение от ЦЗН может любой официально зарегистрированный безработный. Для мам детей-дошкольников и женщин в декрете также организованы программы повышения квалификации и обучения новым профессиям.

Граждане, потерявшие работу из-за экономических последствий пандемии коронавируса, в период с августа по декабрь 2020 года могут принять участие в бесплатной программе переобучения от Worldskills Russia и приобрести навыки для дальнейшего трудоустройства.

Кто может пройти обучение от ЦЗН

Пройти обучение от биржи труда могут только граждане РФ, вставшие на учет в центр занятости и признанные официально безработными. Согласно ст. 3 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991, встать на биржу труда может любой трудоспособный гражданин без заработка, готовый искать работу и приступить к ней.

Из-за введения ограничений в связи с распространением коронавируса до конца 2020 года все услуги от ЦЗН можно получить дистанционно. Разместить резюме для поиска работы и подать заявление о признании безработным можно через сайт «Работа в России» или портал Госуслуг.

Встать на учет в ЦЗН можно также и через региональные порталы служб занятости населения — такие есть в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах.

Справку от работодателя, трудовую книжку, приказ об увольнении и прочие документы предоставлять не нужно: сотрудник ЦЗН запросит все необходимые сведения в Пенсионном фонде.

После того как гражданина признают официально безработным, он может сообщить о своем намерении пройти курсы повышения квалификации или освоить новую специальность. Сотрудник биржи труда может сам предложить соискателю пройти обучение, если его текущая квалификация в регионе не востребована.

Получить направление от биржи труда на обучение могут:

  1. Безработные граждане, у которых вообще нет квалификации, то есть профессионального образования.
  2. Соискатели, у которых уже есть профессиональная квалификация, но подходящих вакансий для них в регионе нет.
  3. Граждане, которые больше не могут работать по своей специальности, например, из-за инвалидности.

Какие курсы можно пройти от биржи труда

Список доступных курсов для обучения в каждом городе разный — все зависит от спроса на рынке труда, а также от наличия преподавателей и учебных заведений в регионе. Профессии, на которые можно отучиться через ЦЗН, востребованы в сферах обслуживания, торговли, промышленности. Вот самые популярные из них:

  • бухгалтер;
  • сварщик;
  • маляр;
  • мастер маникюра;
  • парикмахер;
  • повар;
  • слесарь;
  • швея;
  • тракторист и т. д.

За точной информацией о перечне доступных специальностей, на которые можно обучиться бесплатно, нужно обращаться в ЦЗН по месту регистрации.

Безработный самостоятельно выбирает любые понравившиеся ему курсы, сотрудники центра не могут заставить его пройти обучение. Можно вообще не идти на курсы, а ждать появления подходящей вакансии или искать работу самостоятельно.

Как проходит переобучение безработных

Когда соискатель выберет для себя подходящую специальность или решит повысить профессиональную квалификацию, он должен заключить договор о прохождении обучения с центром занятости. Из желающих формируются группы. Если заинтересованных пройти обучение по какой-то конкретной специальности мало, то набор может затянуться на несколько месяцев.

Обычно обучение проводится в очной форме и состоит из теоретической и практической частей. В некоторых регионах практикуется дистанционное обучение. Учебный процесс проходит на базе образовательных центров, которые заключили со службой занятости партнерское соглашение. Их перечень можно узнать у работников биржи или посмотреть на сайте местного центра занятости.

Пройти бесплатные курсы от ЦЗН можно только один раз в год. На время обучения гражданина снимают с учета и выплачивают стипендию, которая равна пособию по безработице (ст. 29 Закона № 1032-1).

Посещать занятия нужно регулярно, за систематические прогулы с курсов могут отчислить и снять с учета в центре занятости.

Длительность обучения — от 1 до 6 месяцев. По окончании курсов учащийся сдает экзамены.

После этого соискателю выдается свидетельство о прохождении курсов, в котором указана информация о присвоении ему разряда или квалификации.

Программы переобучения для мам в декрете и женщин с детьми

В рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» мамы с детьми дошкольного возраста могут пройти бесплатное обучение от ЦЗН, чтобы повысить квалификацию по уже имеющейся специальности или получить другую новую профессию.

Условия участия в программе каждый регион устанавливает самостоятельно. В большинстве субъектов РФ пройти обучение могут женщины:

  • которые находятся в отпуске по уходу за ребенком;
  • у которых есть дети дошкольного возраста (до 7 лет), если они не состоят в трудовых отношениях.

Чтобы пройти обучение, женщина должна обратиться в центр занятости по месту жительства. Работники биржи проведут консультацию и помогут выбрать подходящую образовательную программу.

Точный перечень профессий, которые может освоить женщина на курсах, нужно узнавать в местном ЦЗН.

Во время обучения нетрудоустроенным мамам платят стипендию, равную МРОТ — 12130 рублей (такая же величина у максимального пособия по безработице в 2020 году).

В некоторых регионах женщины могут получить образовательный сертификат — специальный документ, которым можно оплатить курсы по выбранной образовательной программе.

Чтобы узнать перечень доступных направлений, а также подать заявление на получение сертификата, женщина должна обратиться в центр занятости по месту регистрации. После того, как учеба закончиться, биржа перечислит в учебное заведение сумму, указанную на сертификате.

Пройти обучение или повысить квалификацию можно только в той организации, которая имеет лицензию на образовательную деятельность и участвует в проекте.

Обучение безработных по программе от Worldskills Russia

В августе 2020 года Минпросвещения совместно с Союзомом молодых профессионалов (Ворлдскиллс Россия) запустили программу профессионального обучения и дополнительного профобразования для граждан, пострадавших из-за последствий коронавируса, в том числе:

  • выпускников образовательных организаций;
  • людей, которые ищут работу (зарегистрированы в центре занятости);
  • сотрудников, находящихся под риском увольнения.

Программы обучения будут реализованы во всех субъектах РФ. Для каждого региона определен перечень наиболее востребованных на рынке труда профессий и профессиональных компетенций. Всего представлено свыше 170 направлений, среди них — «Машинное обучение и большие данные», «Предпринимательство», «Разработка мобильных приложений», «Поварское дело», «Медицинский и социальный уход», «Преподавание» и многое другие. Ознакомиться с полным перечнем образовательных программ и выбрать специальность, востребованную в своем регионе, можно на официальном сайте проекта.

Обучение в очной форме будет проходить на базе вузов, колледжей и организаций дополнительного профессионального образования, обладающих квалифицированными педагогами и необходимым оборудованием.

Возможен и дистанционный формат, если это предусмотрено конкретной программой.

Длительность обучения зависит от выбранной специальности и графика обучения, средняя продолжительность курсов — около трех недель.

После сдачи итогового экзамена выпускники получат специальный документ о квалификации и паспорт профессиональных компетенций — Скиллс-Паспорт.

Записаться на обучение можно на сайте Ворлдскиллс или на портале «Работа в России». После подачи заявки администратор центра обучения свяжется с заявителем по вопросам программы и графика занятий. Обучение бесплатное. Пройти курсы можно только один раз.

Программа переподготовки будет действовать с августа до конца декабря 2020 года. Предполагается, что за это время обучение сможет пройти около 110 тысяч человек. На реализацию программы Правительство РФ выделило из средств федерального бюджета почти 3 млрд рублей.

Источник: http://molodaja-semja.ru/bezrabotnym/obuchenie-ot-birzhi-truda-2020/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.