Подъемные средства

Подъемное сооружение: определение понятия–основа концепции безопасности опасного производственного объекта

Подъемные средства

Стандартизованного определения термина «стационарно установленный грузоподъемный механизм» в действующих нормативных документах в настоящее время не существует и его использование в качестве идентификационного признака опасного производственного объекта (ОПО) в Федеральном законе от 21.07.1997 г.

№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ) и в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности “Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения”, утвержденным приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г.

№ 533 (далее – ФНП), вносит (как впрочем, и вносило ранее) в данные нормативные правовые акты больше путаницы, чем ясности.

Вместо того, чтобы определиться с основополагающим понятием ФНП – «подъемное сооружение» и построить ему внятное определение (тем самым избавиться от критики в адрес разработчиков, направленной на то, что ФНП избыточный документ, необоснованно дублирующий требования руководств по эксплуатации грузоподъемных машин и Технического регламента ТР ТС 010/2011), по сей день делаются неадекватные попытки «удержать» словосочетание «стационарно установленный грузоподъемный механизм» в ФНП и в ФЗ № 116-ФЗ и придать ему (якобы это аналог понятия «подъемное сооружение») статус, объединяющий значительную часть грузоподъемных машин в категорию технических устройств, наличие которых на производственном объекте «переводит» его в опасный (ОПО). Одновременно в ФНП, как впрочем, и в их предшественнике, присутствует пункт (уточнение ФЗ № 116-ФЗ?!), гласящий о том, что не все грузоподъемные машины, имеющие данные механизмы являются подлежащими учету в органах Ростехнадзора.

В частности, краны мостового типа, имеющие «стационарно установленные грузоподъемные механизмы» в виде грузовых тележек с лебедками и электрических талей, «своим присутствием» на производственных объектах не вводят их в категорию опасных (ОПО), при том, что официальный идентификационный признак налицо.

Действительно же идентификационным признаком для кранов мостового типа грузоподъемностью до 10 тонн включительно является наличие установленной на кране кабины управления, для мостовых кранов большей грузоподъемности – ее величина, вне зависимости от места управления.

Одновременно (видимо в связи с проблемами, сопровождающими замену в ФЗ № 116-ФЗ упомянутого словосочетания на понятное описание конструктивных идентификационных признаков грузоподъемных машин), в проекте изменений к ФНП (как компромиссный вариант) предлагается по новому понимать прежнее словосочетание «стационарно установленный грузоподъемный механизм», (определение было приведено в п.4.1 Приложения 2 к ПБ 10-382-00), а именно: грузоподъемные машины (краны и подъемники (вышки)) в момент подъема груза и опускания (на основании) груза (людей) остающиеся неподвижными, это не машины, а механизмы, установленные на специально подготовленных площадках, тем не менее, любой авторитетный словарь раскрывает понятие механизм совершенно в другом смысле.

Если взять за основу то, что использованное в приложении № 2 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» понятие «грузоподъемные машины» (далее – ТР ТС 010/2011) (исходя из смысла текста приложения № 2) охватывает перечисленные в приложении № 3 к ТР ТС 010/2011 объекты технического регулирования, касающиеся подъема и перемещения груза или людей (оборудование подъемно-транспортное, краны грузоподъемные, тали канатные и цепные), видится целесообразным применить данное понятие в нормативных правовых актах, определив его место в ФНП и заменив соответствующим образом имеющийся в ФЗ № 116-ФЗ признак ОПО.

В связи с тем, что само по себе наличие на производственном объекте грузоподъемных машин не представляет опасности для ценностей, на защиту которых нацелены требования ТР ТС 010/2011, при замене идентификационного признака необходимо реализовать иной подход, аналогичный большинству пунктов приложения № 1 к ФЗ № 116-ФЗ. В них идентификационным признаком является не наличие технологического оборудования на производственном объекте, а то, что по сути своей представляет опасность, т.е. осуществление технологического процесса с использованием данного оборудования, имеющего определенные конструктивные особенности.

Оптимальным решением представляется изменение ФЗ № 116-ФЗ в части замены идентификационного признака, которое предлагается изложить в следующей редакции соответствующего пункта Приложения 1:К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

« 3) осуществляется подъем и/или перемещение грузов и/или людей:

  • грузоподъемными машинами с электрическим и гидравлическим приводом механизмов, используемыми по паспортному назначению: грузоподъемными кранами мостового типа, грузовыми тележками (передвигающимися по надземному рельсовому пути), управляемыми из кабины, расположенной на кране (прикрепленной к тележке), а также управляемыми с пола грузоподъемностью более 10 тонн; грузоподъемными кранами стрелового типа, грузоподъемностью более 1 тонны (консольными – более 10 тонн) с переменным вылетом и/или снабженными механизмом поворота, за исключением кранов, установленных на технологических самоходных машинах и применяемых для их ремонта, а также переставных – для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении; грузоподъемными кранами кабельного типа; мобильными кранами – манипуляторами грузоподъемностью более 1 тонны и с грузовым моментом 4 тонн на метр включительно; мобильными подъемниками с рабочими платформами; строительными, грузопассажирскими и фасадными подъемниками; электрическими талями грузоподъемностью более 10 тонн, используемыми в качестве самостоятельных грузоподъемных машин;
  • эскалаторами в метрополитенах, канатными дорогами, фуникулёрами;».

Одновременно, Приложение № 1 к ФНП необходимо дополнить термином «подъемное сооружение»:
Подъемное сооружение комплекс средств, предназначенных для выполнения работы, связанной с подъемом и перемещением грузов и/или людей в границах зоны, образуемой предельными значениями рабочих движений грузоподъемной машины. Подъемное сооружение включает в себя грузоподъемную машину, а также, в общем случае, приспособления, оснастку, строительные конструкции и сооружения, обеспечивающие безопасное выполнение грузоподъемной машиной заданных функций.
Примечания:

  • Приспособления (приспособления для грузоподъемных операций): съемные грузозахватные приспособления; багры и оттяжки; грузовая тара, в том числе специальная металлургическая тара; подвесные люльки для транспортировки людей; предохранительные пояса для людей в люльках и платформах мобильных подъемников с рабочими платформами.
  • Оснастка: элементы, обеспечивающие жесткость, устойчивость или улучшение (увеличение, расширение) показателей назначения грузоподъемной машины реверсивного (временного) характера либо безопасноепроизводство работ (крепления башенных кранов к строящимся зданиям; подкладки под подпятники выносных опор свободностоящих грузоподъемных машин и переносные заземляющие устройства, применяемые для этих машин с электроприводом и (или) при работе вблизи линии электропередачи; устройства токоподвода к строительным грузоподъемным машинам; навешиваемые на полувагоны площадки для стропальщиков; средства радиосвязи между крановщиком и стропальщиком; устройства синхронной работы кранов мостового типа, элементы опирания, расчаливания или соединения стрел самоходных кранов, дополнительные противовесы, лебедки, тали и другие механизмы и элементы реконструкции и модернизации грузоподъемных машин, не являющиеся их постоянной частью), в том числе для работы в условиях чрезвычайных ситуаций.
  • Строительные конструкции и сооружения: рельсовые крановые пути, включая путевое оборудование и заземляющие устройства; подкрановые строительные конструкции, в том числе основания для стационарных башенных кранов и прикордонных крановых путей причалов; открытые крановые эстакады; устройства токоподвода к грузоподъемным машинам постоянного базирования;лестницы и площадки для доступа к надземным рельсовым путям и грузоподъемным машинам, передвигающихся по этим путям;эстакады для работы стропальщиков в местах постоянной погрузки и разгрузки полувагонов и колесных транспортных средств; предохранительные устройства (сетки, экраны) для защиты людей от возможного падения частей груза, перемещаемого краном на строительной площадке или автоматически (полуавтоматически) управляемой талью и монорельсовой тележкойна промышленных предприятиях; рабочие площадки для свободностоящих грузоподъемных машин, в том числе ограждения зоны их работы и знаки безопасности.».

Основными документами, определяющими компоновку подъемного сооружения на ОПО, тип (марку, модель) грузоподъемной машины, перечень необходимых приспособлений, оснастки и строительных конструкций и сооружений, соответствие установки грузоподъемной машинытребованиям ФНП и возможность ее безопасной работы (в зависимости от типа грузоподъемной машины), помимо документов, подтверждающих работоспособное состояние средств,входящих в состав подъемного сооружения, являются:

  • технологический регламент (проект производства работ с использованием подъемного сооружения или технологическая карта погрузочно-разгрузочных работ), с которым ознакомлены специалисты и персонал, занятые в процессе подъема и перемещения грузов на ОПО;
  • проект установки грузоподъемного крана постоянного базирования, предназначенного для осуществления погрузочно-разгрузочных работ или работ связанных с обслуживанием основного технологического процесса в неизменяющихся производственных условиях;
  • проект рельсового кранового пути и исполнительная документация по его устройству (для грузоподъемных машин на рельсовом ходу);
  • паспорт грузоподъемной машины, имеющий запись, внесенную специалистом эксплуатирующей организации (для вновь смонтированных грузоподъемных машин с применением сварки – на основании акта о пуске в работу) о проведении освидетельствования, соответствии подъемного сооружения технологическому регламенту,включающую разрешение о пуске в работу. В случае перестановки мобильных грузоподъемных машин – вахтенный журнал с аналогичной записью.

В отличие от расплывчатого словосочетания «стационарно установленный грузоподъемный механизм», предлагаемые изменения ФНП и ФЗ № 116-ФЗ позволят установить между бизнесом-сообществом и исполнительной властью однозначно трактуемые взаимоотношения, строящиеся на основе того, что вместе с приобретением и использованием грузоподъемных машин с конкретными идентификационными признаками, их потребители возлагают на себя определенные действующим законодательством обязанности и юридическую ответственность за их невыполнение или ненадлежащее выполнение.

Источник: https://skb-visota.ru/podemnoe-sooruzhenie-opredelenie-ponjatija-osnova-koncepcii-bezopasnosti-opasnogo-proizvodstvennogo-obekta/

Грузоподъемные механизмы: тали ручные и электрические

Подъемные средства

Таль это подвесной механизм для вертикального перемещения тяжеловесных грузов. По типу привода разделяется на ручной или электрический. Как средство подъема, используется грузоподъемная цепь либо стальной канат.

Применяются в мастерских, на производствах, складах, автосервисах и стройплощадках. Тали различаются по способу крепления: стационарные — тали со стальным крюком; передвижные — тали с кареткой, которая закрепляется на монорельсе.

Рассмотрим особенности видов талей, и разберем плюсы и минусы этих грузоподъемных механизмов.

Ручная таль

Тали с ручным приводом бывают с цепной или рычажной системой управления. Грузоподъемность варьируется от 0,5 до 10 тонн, а высота подъема от 1.5 до 18 метров, скорость подъема 3 метра в минуту.

Ручная таль

Тали с ручным приводом бывают с цепной или рычажной системой управления. Грузоподъемность варьируется от 0,5 до 10 тонн, а высота подъема от 1.5 до 18 метров, скорость подъема 3 метра в минуту.

Грузоподъемные цепи предназначены для фиксации и перемещения груза, а тяговые для вращения приводного колеса, которое приводит в действие грузоподъемный механизм.

За счет соединения шестерней разного размера, усилие от тягового колеса возрастает в 30 раз и передается на подъемное цепное колесо. Груз фиксируется на стальной крюк, который вращается на 360 градусов, для удобной фиксации грузов.

Могут использоваться с каретками, для удобства перемещения грузов.

Рычажные ручные тали оснащены рычагом, движение которого передается на шестерни, приводящие в действие грузоподъемное цепное колесо. Специфическая конструкция обязывает оператора находится в непосредственной близости от механизма, однако плюс в том, что для подъема требуются незначительные усилия.

Еще преимущества — компактность и мобильность относительно остальных типов талей: работа в условиях открытого пространства или тесного гаража.

Рычажная ручная таль тянет, поднимет и перемещает материалы как по горизонтали, так и по вертикали. Грузоподъемность рычажных талей не превышает 6 тонн. Высота подъема до 12 метров.

Как правило, приводной рычаг и подвесной крюк с вращением на 360 градусов.

Электрическая таль — электротельфер

Если рабочей высоты, грузоподъемности или скорости подъема ручной тали не достаточно, требуются тали с электрическим приводом. Грузоподъемность электрических талей достигает 20 тонн; высота подъема до 36 метров.

Электрический тельфер состоит из: электродвигателя; редуктора, сокращающего обороты мотора и обеспечивающего плавность хода; предохранительной муфты; барабана, сматывающего трос или цепь, регулирующего положение груза; корпуса, защищающего механизмы от внешних воздействий; стального крюка, за который подвешивается груз.

Электротельфер используется на складах, промышленных цехах, как составная часть подъемных устройств, например, кран-балки или консольно-поворотных кранов, или как отдельное оборудование.Электрические тали могут быть в стационарном или мобильном исполнении.

Передвижные электрические тали фиксируются на каретке, перемещающейся по путям: монорельсу, выполненному из двутавровых балок. Перемещают электротельфер вручную или с помощью электрического привода.

Управление подъемным механизмом и электрической передвижной каретной осуществляется с пульта, подвешенного на гибком кабеле. Расстояние, на которое перемещается электротельфер с электрическим приводом каретки может быть разное. Если расстояние незначительное, ток к механизму подводится гибким кабелем.

Если длина пути не позволяет подвести к механизму силовой кабель, используется троллей: совокупность проводящего провода (шины) и поддерживающих конструкций, расположенные на монорельсе. Электрические тали оснащаются грузоподъемными цепями либо стальным тросом, в зависимости от исполнения.

Цепные и канатные электротельферы отличаются ценой, затратами на обслуживание, габаритами и грузоподъемностью.

У цепного электротельфера поднятие груза строго вертикальное, без смещения по длине барабана, как у канатной тали. Более надежная конструкция — отсутствие канатоукладочного механизма, самой частоломающейся детали. Цепные электротельферы обладают скоростью намотки 4-6 метров в минуту и пониженной скоростью, для деликатных манипуляций с грузами.

Электрический канатный тельфер, как правило, дороже и сложнее по конструкции.

Благодаря оснащенности канатом, может использоваться для монтажа полиспастов — устройств, из нескольких подвижных и неподвижных монтажных блоков огибаемых тросом, позволяющих поднимать грузы с усилием в несколько раз меньшим, чем вес поднимаемого груза.

Основным преимуществом являются максимальные значения по грузоподъемности, высоте и скорости подъема по сравнению с другими талями. Скорость подъема, в среднем выше чем у цепных электротельферов: 10 метров в минуту.

Грузоподъемность до 20 тонн, высота до 36 метров.

Как выбрать таль

Ручная цепная таль — самый универсальный вид тали. Идеально подходит для частного строительства, технического обслуживания различных машин и агрегатов, для мелких гаражных работ и для автосервисов, для небольших мастерских. Максимальная грузоподъемность до 10 тонн. Высота подъема до 18 метров.

Ручная рычажная таль — по сферам применению сопоставима с ручной цепной талью, но из-за особенности, необходимости управлять рычагом для подъема, оператор должен находится в непосредственной близости к механизму. Компактнее и легче цепных талей. Максимальные значения: грузоподъемность до 6 тонн, подъем на высоту до 12 метров.

Электрический тельфер цепной — используют в небольших пространствах, и при относительно небольшой высоте подъема, до 12 метров. Такой тельфер применим там, где необходима низкая номинальная грузоподъемность, начиная от 125 кг.

Электротельфер канатный — применяют на больших пространствах, при высоте до 36 метров, для работы с большим весом груза, до 20 тонн.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b3244a1f99ef100a8d90688/gruzopodemnye-mehanizmy-tali-ruchnye-i-elektricheskie-5c026d03b28dd903b0df9543

Грузоподъемные механизмы и машины

Подъемные средства

Заявки на приобретение грузоподъемных машин и механизмов отправляйте на SALES@OBORUDKA.RU

Классификация грузоподъемных механизмов

  • домкраты
  • лебедки
  • строительные подъемники
  • погрузочно-разгрузочные машины
  • строительные краны

На строительстве горных предприятий широко применяются грузоподъемные машины при монтаже конструкций зданий, технологического оборудования и на погрузо-разгрузочных работах. Их структура включает основание, несущую систему, силовой механизм и приспособление для связи груза и несущей системы.

         Различают 4 класса грузоподъемных механизмов и машин, ГПП:

  1. Грузоподъемные механизмы для линейного перемещения груза
  2. Строительные и монтажные подъемники
  3. Погрузочно-разгрузочные машины
  4. Строительные и монтажные краны.

Кроме того, грузоподъемные механизмы делятся на переносные, передвижные, стационарные и самоходные.

Характеристики грузоподъемные механизмы

размер рабочей зоны, грузоподъемность, высота подъема, грузовой момент, мощность привода, скорость перемещенного груза.

К грузоподъемным механизмам относятся домкраты, тали, лебедки. Домкраты служат для подъема грузов на высоту до0,6 м, при монтажных работах для передвижения и выверки конструкций и представляет телескопическую раздвижную пару с приводным и тормозным устройствами.

Имеются винтовые, гидравлические и реечные домкраты. Винтовой имеет рукоятку 1, при повороте которой винт 2 перемещается в гайке 3 корпуса вниз или вверх в зависимости от установки защелки 5 храповика 4. Поднятый груз удерживается самоторможением винта (рисунок 1 а).

Рисунок 1 – Домкраты:

а – винтовой; б – реечный; в – гидравлический; г – беспоршневой.

Масса груза поднимаемого домкратом

 ,

где   Р – усилие на рукояти, Н (грузоподъемность  1 – 20 тн).

  R, S, h – радиус рукояти, шаг винта, к.п.д. домкрата.

Реечный домкрат (рисунок 1 б) поднимает груз при вращении рукояти 1, передающий через колесо 6 крутящий момент на вал-шестерню, которая выдвигает рейку 7 с грузовой площадкой (грузоподъемность до 0,5-10 тн).

Масса груза формула расчета

где   i – передаточное число шестерни и рейки;

        d – диаметр делительной окружности реечной шестерни.

В гидравлическом домкрате усилие подъема  от рукояти 1 сообщает плунжеру 11 цилиндра 10 возвратно-поступательное движение, при этом Рабочая жидкость из резервуара 12 через клапаны 13 и 9 поступает под поршень 8. Груз удерживается клапаном (рисунок 1 в).

Масса груза

                                          где   D– передаточное число шестерни и рейки;

        l – диаметр делительной окружности реечной шестерни.

Гидродомкраты надежны, компактны, грузоподъемность до 50-200 тн.

Грузовые тали

Грузовые тали используют для сборочных т монтажных работ в местах, где применение домкратов затруднительно. Груз крепится на крюке тали, крюк с обоймой подвешивается на петле грузовой цепи, которая перемещается при вращении приводной звездочки.

Удерживается груз тормозом с храповым остановом. Грузоподъемность талей с зубчатыми и червячными передачами составляет 2,5-100 кН, высота подъема груза до3 м. Электротали имеют грузоподъемность 25-500 кН, скорость подъема 0,085-0,42 м/сек.

Во взрывоопасных условиях тали оборудуют пневмоприводом, реже гидроприводом.

Строительные лебедки

Строительные лебедки предназначены для подъема и перемещения грузов с помощью канатов, навиваемых на барабан. Лебедки общего назначения применяются как самостоятельные грузоподъемные машины, а специальные – как часть кранов, подъемников и других машин. Привод лебедок может быть ручным, электрическим и гидравлическим.

Главные параметры – тяговое усилие, канатовместимость и скорость каната. Ручные лебедки используются при малых объемах монтажных работ, когда перемещение груза идет с малой скоростью. Тяговое усилие 5-100 кН, канатовместимость -20-300м. При  вращении вручную вала 1 крутящий момент через шестерни 2 и 4 передается на вал 5.

Тормоз 3 обеспечивает остановку груза и спуска при обратном вращении рукояти.

Электрореверсивная лебедка

Электрореверсивная лебедка имеет связь между барабаном 5 и двигателем 8 через редуктор 6. Подъем и спуск груза производятся реверсированием двигателя. Тормоз 7 автоматически замыкается пружиной или грузом при отключении двигателя. Электролебедки являются основным силовым оборудованием многих строи тельных машин. По назначению различают тяговые и грузоподъемные лебедки (рисунок 2).

Рисунок 2 – Схемы  лебедок:

а – реечная; б – электрореверсивная: в – зубчато-фрикционная

Подъемники для перемещения грузов имеют платформы, клети или коши, движущиеся в направляющих; применяются для подъема строительных материалов, подачи материалов в  смесительные машины и грохоты. Они просты по конструкции и в монтаже. Особо целесообразно их применение при отделочных, ремонтных, электромонтажных работах, когда из-за малых грузопотоков можно высвободить краны.

Строительные подъемники (рисунок 3) делят на грузовые и грузопассажирские

Подъемники промышленные и строительные

Мачтовый строительный подъемник имеет опорную раму 2 с пневмоколесами 1. Мачта 3 имеет направляющие для платформы 5 поднимаемой лебедкой 5 и канатом 7, проходящим через блок 7 мачты. Грузоподъемность до300 кг, высота подъема до20 м.

Грузопассажирские мачтовые подъемники дополнительно оборудуются ограничителями грузоподъемности и блокировкой кабины. Грузоподъемность до800 кггруза или до 10 человек, скорость подъема до 35 м/мин.

Шахтный подъемник для подъема бетона, сыпучих материалов на высоту до100 ми массой до 3 тн может устанавливаться снаружи и внутри здания. Ковш 3 с грузом размещается на площадке или в клети 2, которая поднимается лебедкой по направляющим мачты шахты

Ковшовый (скиповой) подъемник служит для подачи материалов в смесительные и дробильно-сортировочные машины. Ковш 1 емкостью в 1 м3 загружается в углублении, поднимается канатом 2 и лебедкой по направляющим 3 и на заданной высоте опрокидывает груз в приемник.

Струнный подъемник имеет 2-4 направляющих каната между нижней рамой на почве и вершиной на здании. На платформе предусмотрен выдвижной монорельс для подачи материалов. Высота подъема до40 м, грузоподъемность 0,2 – 0,5 тн.

Монтажные подъемники выполняются в виде двухзвенной или телескопической стрелы. На верхнем конце имеется платформа для  рабочих. Стрела монтируется на шасси автомобиля или на прицепе с выпосными опорами. Грузоподъемность 0,2-0,5 тн, радиус зоны 20-30 м.

Рисунок 3 – Строительные подъемники:

а – мачтовый; б – схема запасовки канатов; в – шахтный;

г – скитовый; д – гидроподъемник

При шахтном строительстве широко используются краны для монтажа сборных конструкций, зданий и технологического оборудования надшахьного комплекса (эстакад, галерей, копров, погрузочных бункеров, очистных сооружений, зданий административно-бытовых комбинатов). Краны подразделяют на самоходные, стационарные, переставные и приставные, а по конструкции делят на башенные, пролетные и стреловые.

Башенные краны

Башенные краны с башнями решетчатого типа и трубчатого могут быть с поворотной платформой и с поворотной стрелой. Башенный кран общего назначения с поворотной платформой имеет ходовую раму

1 с механизмом передвижения

2 полноповоротная платформа

3 с контргрузом

4 устанавливается на опорно-поворотном устройстве

башня 7 шарнирно соединена с платформой и удерживается стойкой 8

стрела 9 – канатным расчалом

10 вылет стрелы изменяется лебедкой 11 и полиспасом 12 (рисунок 4).

Рисунок 4 – Башенные краны:

а – общего назначения с поворотной платформой; б – с трубчатой башней

Пролетные краны делятся на козловые, мостовые и кабельные и используются на полигонах и складах железобетонных изделий, на площадках укрупненной сборки, строительства промышленных зданий и т.д.

Стреловые самоходные краны имеют применение на монтажных, подъемно-транспортных работах в строительстве, особенно при разбросанных объектах с малыми объемами работ (электроподстанции, здания вентиляционных и компрессорных установок и др.) По ходовому оборудованию они делятся на железнодорожные, гусеничные, пневмоколесные, тракторные и автомобильные. Грузоподъемность их от 4 до 200 тн.

         Эксплуатационная сменная производительность кранов и подъемников

  ,

где     Р – наибольшая грузоподъемность, тн;

Кг, Кв – коэффициенты использования грузоподъемности и времени смены;

 tц – продолжительность цикла, мин.

Источник: https://oborudka.ru/handbook/672.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.