Поддержка семей в россии

Итоги года: поддержка семей с детьми и социальное обслуживание населения

Поддержка семей в россии

Национальный проект «Демография»

Для достижения национальной цели развития Российской Федерации на период до 2024 года по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения и повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет) Минтруд России совместно с Минздравом России, Минспортом России, Министерством просвещения России, Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализует национальный проект «Демография».

Национальный проект «Демография» носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер и затрагивает сферы поддержки семей при рождении детей; создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей; создания условий для доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет; здорового образа жизни; активного долголетия и повышения качества жизни пожилых; занятия физической культурой и спортом.

Общий объем финансирования мероприятий национального проекта составляет порядка 3 трлн рублей на шесть лет (2019-2024 годы).

Всего в национальный проект «Демография» включены пять федеральных проектов:

  • «Финансовая поддержка семей при рождении детей»;
  • «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей возрасте до трех лет»;
  • «Старшее поколение»;
  • «Укрепление общественного здоровья»;
  • «Спорт – норма жизни».

Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей»

В рамках федерального проекта реализуется комплекс мер, направленный на усиление материальной поддержки семей с детьми.

Проводятся следующие основные мероприятия:

  • осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;
  • предоставление материнского (семейного) капитала (в том числе ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка);
  • осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей;
  • дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости на Дальнем Востоке.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка из средств материнского капитала

Ежемесячные пособия на первого и второго детей позволяют поддержать семьи с невысокими доходами.

Выплаты введены с 1 января 2018 года («демографический пакет» Президента России).

Выплаты полагаются семьям, в которых первый или второй ребенок родился или усыновлен после 1 января 2018 года.

Размер выплаты зависит от региона – он равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в субъекте РФ за II квартал предшествующего года. В 2020 году средний размер выплаты составит около 12 тыс. рублей (в 2019 году средний размер выплаты – 11,2 тыс. рублей).

По оценке Минтруда России, при установлении с 1 января 2020 года в качестве критерия нуждаемости двукратной величины прожиточного минимума (сейчас – 1,5 ПМ) потенциальная численность получателей ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка увеличится с 45 % до 70 % от семей, где рождаются первые дети.

Кроме того, с 2020 года увеличивается срок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка до трех лет (сейчас – 1,5 года).

В проекте федерального бюджета на 2020 год на данные цели предусматривается порядка 150 млрд рублей.

На конец 2019 года ежемесячная выплата на первого ребенка назначена 541,6 тыс. детей (нарастающим итогом, с января 2018 года).

На конец 2019 года принято 116,7 тыс. решений о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (нарастающим итогом, с января 2018 года).

Ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет

Выплата введена Указом Президента России от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и действует с 2013 года. С 2019 года данная мера входит в федеральный проект «Финансовая поддержка семей с детьми» национального проекта «Демография».

Выплата назначается в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Размер ежемесячной выплаты установлен в субъекте Российской Федерации с учетом величины регионального прожиточного минимума для детей. В среднем по Российской Федерации ее размер в 2019 году составляет 10,4 тыс. рублей в месяц.

В 2013 году ежемесячная денежная выплата была установлена в 65 регионах, в 2014 году – в 66, в 2015-2016 годах – в 69, в 2017 году – в 67, в 2018 году – в 70, в 2019 году – в 74.

В регионах, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, выплата софинансируется из федерального бюджета.

В 2019 году ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей, софинансируется из федерального бюджета в 65 регионах.

В 2020 году 75 субъектов РФ будут софинансироваться из федерального бюджета.

В 2019 году принято решение, что с 2020 года данная мера поддержки будет софинансироваться во всех без исключения регионах Сибирского и Уральского федеральных округов.

В федеральном бюджете на 2020 год на данные цели предусмотрено более 45 млрд рублей.

Численность третьих или последующих детей, на которых была назначена ежемесячная денежная выплата на конец 2019 года – 842,8 тыс. детей, что составляет порядка 79,6 % от числа рожденных в 2013-2019 годах третьих и последующих детей.

Материнский капитал

Материнский (семейный) капитал – мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2021 год включительно родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении (усыновлении) второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось).

С 2019 года данная мера входит в федеральный проект «Финансовая поддержка семей с детьми» национального проекта «Демография».

Размер материнского капитала в 2019 году – 453 тыс. рублей.

С 2020 года возобновляется индексация материнского капитала (последняя индексация проводилась в 2015 году). С 1 января 2020 года размер материнского капитала составит 466,6 тыс. рублей.

Средства материнского капитала можно использовать:

  • на приобретение (строительство) жилья, в том числе на оплату первоначального взноса по жилищному кредиту или займу, а также на оплату основного долга и процентов по кредиту (займу) на приобретение или строительство жилья,
  • на получение образования ребенком (детьми), в том числе на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования,
  • на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида (детей-инвалидов);
  • на накопительную пенсию матери;
  • на ежемесячную выплату на второго ребенка.

Наиболее востребованным направлением расходования средств материнского капитала по-прежнему остается улучшение жилищных условий.

В федеральном бюджете на 2020 год на данные цели предусмотрено 316,4 млрд рублей.

Дополнительные меры для регионов Дальнего Востока

С целью усиления материальной поддержки семей с детьми в Дальневосточном федеральном округе дополнительно приняты следующие решения:

  • С 1 января 2019 года осуществление выплаты на третьего ребенка (софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, независимо от величины суммарного коэффициента рождаемости в этих регионах. В 2019 году предусмотрен дополнительный объем средств федерального бюджета для софинансирования данной выплаты в республиках Бурятия и Саха (Якутия), Чукотском автономном округе и Сахалинской области.
  • Введение дополнительной единовременной выплаты при рождении первого ребенка в размере двух прожиточных минимумов ребенка в регионе (порядка 30 тыс. рублей).
  • Введение дополнительной выплаты в размере 30 % к материнскому (семейному) капиталу при рождении второго ребенка (порядка 135 тыс. рублей).

Индексация пособий семьям, имеющим детей  

Виды пособийРазмер выплаты в 2019 году, рублейРазмер выплаты в 2020 году, рублей 
Для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности655,49С 2016 года индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, проходит с 1 февраля с учетом фактического уровня инфляции за предыдущий год.Точная величина инфляции будет определена Росстатом в январе 2019 года по итогам предыдущего года.
Единовременное пособие при рождении ребенка17 479,73
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет3 277,45 (на первого ребенка)6 554,89 (на второго ребенка и последующих детей)
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для застрахованных граждан26 152,327 984,66
Ежемесячная выплата в связи срождением (усыновлением) первого ребенка (для семей с невысокими доходами)Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионеРавна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка из средств материнского (семейного) капитала (для семей с невысокими доходами)Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионеРавна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе
Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей (софинансируются из федерального бюджета: в 2019 году – 65 регионов, в 2020 году – 75 регионов).Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионеРавна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе

Федеральный проект «Старшее поколение»

Создание системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами

В рамках национального проекта «Демография» ведется работа по созданию системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами. Это абсолютно новое направление государственной социальной политики на стыке здравоохранения и социального обслуживания.

Система долговременного ухода – это комплексная программа поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность самообслуживания. цель системы – обеспечить предоставление людям, нуждающимся в уходе, сбалансированного социального обслуживания и медицинской помощи в привычной, комфортной обстановке, а также обеспечить поддержку их семьям.

В рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами реализуются мероприятия по:

  • совершенствованию предоставления социальных услуг в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания, а также в форме социального обслуживания на дому;
  • совершенствованию гериатрической помощи, паллиативной помощи, мероприятий по реабилитации;
  • развитию стационарозамещающих технологий;
  • развитию сопровождаемого проживания;
  • развитию социального сопровождения;
  • развитию мобильных бригад;
  • развитию и поддержке семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Пилотный проект начался в 2018 году с реализации в шести регионах (Волгоградская, Костромская, Новгородская, Псковская, Рязанская, Тульская области).

В 2019 году реализация пилотного проекта осуществляется в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в 12 регионах (республики Мордовия, Татарстан, Камчатский, Ставропольский края, Волгоградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Новгородская, Рязанская, Тульская области, г. Москва).

В 2020-2021 годах предусматривается поэтапное включение в пилотный проект нарастающим итогом 18 и 24 субъектов РФ соответственно (по 6 субъектов ежегодно). К 2022 году систему долговременного ухода предполагается внедрить во всех 85 регионах страны.

На реализацию задачи по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в 2019-2024 годах в федеральном бюджете предусматривается 11,9 млрд рублей.

Результатом успешной реализации пилотного проекта является ежегодное увеличение процента охвата граждан старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, системой долговременного ухода (2019 год – 8 %, 2020 год – 12 %, 2021 год – 16 %).

Результат «8 % процентов лиц старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, охвачены системой долговременного ухода в 12 пилотных регионах» в 2019 году достигнут.

Закупка автотранспорта для доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации

В рамках федерального проекта «Старшее поколение», входящего в состав национального проекта «Демография», предусмотрено мероприятие по доставке лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации.

Такая мера позволит повысить для лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, доступность медицинской помощи, а также развить сеть мобильных бригад и тем самым повысить доступность социальных услуг для граждан пожилого возраста на селе.

В реализации данного мероприятия участвуют все 82 региона, где есть сельские территории (в программе не участвуют города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Закупается автотранспорт только российского производства.

По состоянию на начало декабря 2019 года регионами закуплено 1 434 единицы автотранспорта, создано 1 439 мобильных бригад.

Источник: https://mintrud.gov.ru/social/212

Государственная поддержка семьи в России

Поддержка семей в россии

Семья, как и большинство социальных объединений сегодня, обладает особыми чертами, структурой и функциями, что по праву позволяет называть ее социальным институтов.

В целом, с точки зрения научных исследований, семья выступает в качестве относительно немногочисленного объединения людей, которые связаны друг с другом кровным родством, брачно-семейными отношениями, а также по факту опекунства и усыновления.

В семье общность основывается не только на кровных связях, но также и на общности бюджета и быта.

Каждый член семьи возлагает на себя определенные и обязанности, которые предполагают его ответственность перед остальными людьми, относящимися к семье.

Следовательно, между людьми завязываются социальные отношения, которые основываются и на биологических связях, и опираются на соблюдение правовых и моральных норм, а также на правила попечительства или усыновления (удочерения).

В каждом обществе семья может быть очень разнообразной, обладать своими особыми чертами, характеристиками. Социологи отмечаются некоторые общие признаки семейной жизни, а на их основе формируются два типа семейной структуры, которые свойственны в современном мире:

  1. Нуклеарная семья, которая состоит из одного мужа, одной жены и их совместных детей;
  2. Расширенная семья – она включает в себя нуклеарную семью (мужа, жену и их детей), а также всю совокупность родственников с обеих стороны (бабушки, дедушки, внуки, тети и дяди, кузены и кузины).

Замечание 1

Но стоит учесть, что сегодня распространена тенденция к ослаблению родственных связей между членами семьи, и по этой причине нуклеарные семьи преобладают над расширенными.

В семье происходят очень важные процессы для личности: его социализация, приобщение к ценностям и нормам, воспитание, привитие определенного мировоззрения.

Это позволяет предупредить возможные отклонения от общепринятых требований социальных норм, которые правят в большинстве сфер общественной жизни человека.

Если семья перестает существовать, то это может привести к подрыву самих основ организации общества как упорядоченной социальной системы, к дисбалансу в общественном сознании, и, тем более, в сознании членов уже бывшей семьи.

Роль государства в семейной политике России

На сегодняшний день очень большое количество семей в России нуждаются в поддержке со стороны государственных органов власти. Это напрямую связано с тем, что в последние годы прослеживается тенденция к увеличению числа неполных семей, а также к расширению масштабов следующих проявлений:

  • Социальное сиротство;
  • Преступность (как внутри семьи, так и со стороны членов неблагополучных семей, которые вынуждены идти на крайние меры, чтобы хоть как-то обеспечить свое выживание);
  • Алкоголизм (в семье один или оба супруга могут страдать от алкогольной зависимости, а их дети берут пример и также приобщаются к вредной привычке, что может вызвать девиационные наклонности еще с раннего возраста);
  • Наркомания (так же, как и с алкоголизмом, наркомания – это бич всех членов неблагополучных семей, если даже подвержен этому неблагоприятному явлению только один человек).

В связи с перечисленными явлениями, важнейшими задачами органов социальной защиты на сегодняшний день являются следующие: реализация установленных законом социальных гарантий в сфере социального обслуживания и материальной поддержки семей с детьми, их патронаж, контроль за воспитательным процессом ребенка и состоянием родителей; адаптация системы социальной защиты к динамично изменяющимся условиям в сфере экономики. Необходимо расширить перечень тех услуг, которые предоставляются населению, обеспечить поддержку негосударственных форм социальной помощи.

Также немаловажно организовывать своевременную подготовку высококвалифицированных кадров (социальных работников, психологов, юристов), совершенствовать организацию социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий. Подходы обязательно должны учитывать специфику конкретных семей, ведь та техника, которая может подойти и помочь одной ячейке общества, попросту способна навредить другим.

Замечание 2

Также, в конце 2017 года президентом России Владимиром Путиным было заявлено о проведении реформы в рамках демографической сферы и политики страны. Так, он обозначил некоторые меры, которые будут введены для того, чтобы оказывать всестороннюю поддержку гражданам, у которых по тем или иным причинам нет возможности и, что самое главное, объема средств, которые позволили бы увеличить семью.

К мерам относятся следующие:

  • Во-первых, это ежемесячные денежные выплаты тем семьям, которые являются молодыми, и у которых рождается первый совместный ребенок. Так, эти выплаты будут начисляться в первые полтора года после рождения первенца.
  • Во-вторых, еще одна мера – так называемая «социотека». Она предназначена для тех семей, которые приняли решение обзавестись вторым или третьим совместным ребенком. Так, ставки по кредитам выше 6% годовых будет субсидировать государство, поэтому членам семьи об этом заботиться отныне не придется.
  • В-третьих, конечно же следует указать о том, что программа материнского капитала также продлена. По решению президента, она будет действовать до 31 декабря 2021 года, хотя изначально программа должна была завершиться в декабре 2018 года. также он отметил и новые возможности материнского капитала. Например, теперь им можно оплачивать услуги дошкольного образования ребенка, а если семья относится к категории особо нуждающейся, то она имеет право получать ежемесячные выплаты в счет капитала.

Очень важно и детское обслуживание. В качестве мер было предложено ликвидировать очереди в ясли, поскольку до этого одной из актуальных проблем как раз являлась нехватка мест в яслях. К тому же, необходимо усовершенствовать детское медицинское обслуживание. Для этого следует повысить доступность медицинского обслуживания детей, улучшить его качество.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/gosudarstvennaya_podderzhka_semi_v_rossii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.